Выход на безубыточность
ЗАКОН ДОЛЖЕН ПОМОЧЬ ОРГАНИЗОВАТЬ ПРИГОРОДНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Виктор Ребец, НАЧАЛЬНИК ДЕПАРТАМЕНТА ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ И РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ ОАО «РЖД»
О ТОМ, КАК ПРОИСХОДИТ ПРОЦЕСС ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТОВ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ПРИГОРОДНОГО ПАССАЖИРСКОГО ДВИЖЕНИЯ МЕЖДУ РЕГИОНАМИ И ПЕРЕВОЗЧИКАМИ, «ГУДКУ» РАССКАЗЫВАЕТ ВИКТОР РЕБЕЦ.
- Виктор Иванович, в соответствии с логикой структурной реформы железнодорожного транспорта к 2011 году ОАО «РЖД» полностью откажется от перекрестного субсидирования убытков от пассажирских перевозок за счет грузовых. Соответственно часть выпадающих доходов за пригородные перевозки должны взять на себя регионы. Как происходит этот процесс?
- Пассажирские перевозки в пригородном сообщении продолжают оставаться планово-убыточным видом деятельности. Их компенсация прямыми денежными дотациями со стороны региональных бюджетов составит, по итогам уходящего года, с учетом пригородных пассажирских компаний менее 10% (2,6 млрд руб.) Эта ситуация не удовлетворяет компанию, так как отвлекает ресурсы, которые могли быть направлены на закупку нового подвижного состава, развитие инфраструктуры и другие цели.
Причины состоят прежде всего в том, что документы, определяющие порядок и условия участия региональных властей в организации пригородных перевозок, дают возможность неоднозначных трактований. Правовое поле недостаточно полно сформировано для того, чтобы субъект Федерации мог принять на себя и реализовать обязанности по организации пригородных перевозок. Также отсутствует методологическая основа формирования тарифов на пригородные перевозки, в некоторых регионах нет даже понимания того, в чем состоит транспортное обслуживание населения.
Полномочия, которыми наделены администрации в соответствии с федеральным законом N 184 по организации транспортного обслуживания населения, вступили для них в законную силу с 2005 года. Пригородные перевозки осуществляются в 73 регионах, но всего в 18 были разработаны и приняты собственные законы о транспортном обслуживании населения. То есть мы наблюдаем практически правовой вакуум.
– Как ОАО «РЖД» реагирует на эту ситуацию?
– Была попытка разработать и принять федеральный закон «Об организации пригородного железнодорожного сообщения в РФ». Идея его на первых этапах получила поддержку в Государственной думе. Группа депутатов в 2006 году внесла этот законопроект на рассмотрение, но при дальнейшей работе над ним возникли разные точки зрения. В том числе и такая: «Раз организация пригородных перевозок является полномочиями регионов, зачем принимать федеральный закон?» По мнению ряда экспертов, для организации перевозок есть достаточная правовая база – тот же закон N 184. А то, чего не хватает, может быть восполнено региональными правовыми актами. В результате закон принят не был.
– В целях полного возмещения выпадающих доходов в ОАО «РЖД» был разработан типовой договор о транспортном обслуживании. В чем его суть?
– Договор предусматривает предоставление перевозчиком согласованного с региональными властями объема транспортных услуг по установленным заказчиком тарифам и компенсацию потерь в доходах от установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня. Он определяет права, обязанности и ответственность заказчика и исполнителя.
В отличие от заключаемого раньше соглашения договор содержит определение стоимости перевозки, размер бюджетных субсидий, которые будут перечислены перевозчику, объем заказываемой транспортной работы в вагоно-километрах. То есть это более конкретный и понятный документ, нежели соглашение.
Кроме того, внедрение контрактов – это не просто подписание документа, а комплексная работа. Она подразумевает оптимизацию графика движения, маршрутов и составности поездов в соответствии с реальной необходимостью населения. Нужно определить тариф на перевозки, с одной стороны, экономически обоснованный, с другой – справедливый с точки зрения пассажиров, ведь стоимость проезда должна быть конкурентоспособна по сравнению с другими видами транспорта. ОАО «РЖД» оказывает и будет оказывать регионам всестороннюю помощь в решении этих вопросов.
Проводя политику внедрения контрактов, мы первоначально планировали отработать их на пилотных регионах, предполагая, что охватим этой новой формой взаимоотношений порядка 10 субъектов. Но уже к концу 2008 года нам удалось заключить 14 договоров на 2009 год, а в последующем эта цифра выросла до 59!
В еще двух регионах сохранилась прежняя форма взаимоотношений - соглашение. Это, наверное, не самый лучший компромисс, но он достигнут под обещание администраций, что в 2010 году наша работа с ними также перейдет на основу договоров.
- Как идет заключение договоров на 2010 год?
- По состоянию на 22 декабря текущего года из 73 субъектов Федерации, с которыми должны быть заключены договоры, это сделано в 28 регионах. Таким образом, по сравнению с прошлым годом темпы этой работы увеличились вдвое. За оставшееся до конца года время планируется заключить еще 34 договора. С 7 регионами работа завершится в начале следующего года. Вместе с тем Калининградская область, Приморский край, Республика Чувашия и Ставропольский край решения о заключении договоров не приняли.
- Значит, можно сделать вывод, что, несмотря на старания ОАО «РЖД» создать правовую базу взаимоотношений с администрациями регионов, все равно необходим законодательный инструмент, который бы регулировал перевозочную деятельность в масштабах всей страны.
- Есть необходимость принятия федерального закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации».
С его принятием региональные органы власти получат дополнительные возможности для совершенствования правового регулирования в данной сфере на основе единых требований.
Кроме того, для нормального функционирования новой системы необходимо законодательное закрепление на региональном уровне обязательств по транспортному обслуживанию. Пока только в 22 регионах приняты соответствующие законы и постановления администрации. С 17 субъектами Федерации ведется согласование проектов законов, 34 региона считают это нецелесообразным.
Поэтому нам крайне важна поддержка со стороны федеральных и региональных органов власти в скорейшем согласовании и принятии федерального закона.
***
Справка «Гудка»
Убытки пригородного комплекса в этом году составят более 26 млрд руб., что примерно соответствует уровню прошлого года.
Для сравнения: объем инвестиций в пассажирское хозяйство ОАО «РЖД» за три последних года составил более 123 млрд руб.