Доклад Статс-секретаря - заместителя Министра транспорта Российской Федерации С.А. Аристова на Всероссийской научно-практической конференции «Федеральное дорожное агентство: итоги 2005 года, задачи и перспективы 2006-2008 гг.»14 марта 2006 года

Сегодня нам предстоит обсудить итоги деятельности
Федерального дорожного агентства, оценить эффективность принимаемых мер в сфере
строительства и эксплуатации автомобильных дорог, рассмотреть проблемные
вопросы, возникающие в процессе работы.

Не стану останавливаться на конкретных цифрах и показателях
деятельности Росавтодора, об этом будет докладывать руководство
агентства.

Я хотел бы остановиться на деятельности Минтранса,
направленной на нормативное правовое регулирование дорожного хозяйства.

К сожалению не все планы 2005 года удалось реализовать в
полном объеме, но работа продолжается и можно подвести некоторые промежуточные
итоги.

В настоящее время направлен в Правительство Российской
Федерации проект федерального закона «О платных автомобильных дорогах».
Данный законопроект устанавливает разграничение предметов ведения Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при
строительстве, реконструкции и эксплуатации платных автомобильных дорог;
определяет цели, принципы и условия принятия решений об эксплуатации
автомобильных дорог на платной основе, а также порядок их принятия;
устанавливает требования к альтернативному бесплатному проезду. Принятие
указанного закона даст дополнительные гарантии инвесторам и пользователям
автомобильных дорог.

В Минтрансе России действует Рабочая группа по развитию
платных автомобильных дорог и других объектов транспортной инфраструктуры. В ее
задачи входит мониторинг хода реализации инвестиционных проектов создания
платных автомобильных дорог, совершенствование нормативной, методической и
законодательной базы, организация взаимодействия с государственными органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления.

Важнейшим условием для развития сети автомобильных дорог в
Российской Федерации является их обеспечение земельными ресурсами и определение
потребности в земельных участках для перспективного строительства и
реконструкции этих автомобильных дорог. Направлен в Правительство Российской
Федерации проект постановления «Об утверждении
Норм отвода земель для автомобильных дорог в Российской Федерации, Порядка
установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог».
Проект постановления разработан в целях гармонизации
законодательства Российской Федерации и международных законодательных актов,
реализации положений ратифицированных международных конвенций и соглашений,
установления единых норм определения предельных минимальных размеров земельных
участков для размещения автомобильных дорог и необходимых для их
функционирования дорожных сооружений, а также определения порядков установления
и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог.

Разработан и направлен в Минюст России проект постановления
Правительства Российской Федерации «О
классификации автомобильных дорог в Российской Федерации».

Этот проект определяет критерии разграничения полномочий в
отношении автомобильных дорог между федеральными органами государственной власти,
органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного
самоуправления. При этом предполагается, что такое разграничение полномочий
будет основой для осуществления перечисленными уровнями власти функций по
оказанию государственных и муниципальных услуг, управлению государственным и
муниципальным имуществом в сфере дорожного хозяйства, для решения вопросов
местного и межмуниципального характера.

Ведется работа по решению проблемы повреждения автомобильных
дорог, вызываемого движением грузовых транспортных средств. В связи с этим
подготовлен и направлен в Правительство Российской Федерации проект
постановления «О введении временного ограничения
движения транспортных средств по федеральным автомобильным дорогам общего
пользования».
Прорабатывается вопрос о введении для
грузовых транспортных средств при движении по федеральным автомобильным дорогам
Дорожных сборов - компенсационных платежей за ущерб, наносимый автомобильным
дорогам,

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации по
итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации
Минтранс России подготовил и направил в Минфин предложения по
совершенствованию механизма финансирования расходов на эксплуатацию и развитие
автомобильных дорог.
Намечены целевые источники финансирования автомобильных
дорог, с учетом 30-летней продолжительности жизненного цикла и межремонтных
сроков, установленных нормативными документами, а также поэтапной, в течение 5-7
лет, ликвидации накопленного отставания в выполнении ремонтных работ. Минтранс
предлагает создать межведомственную комиссию в составе ответственных
представителей причастных министерств, субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований.

В декабре 2005 на расширенном заседании коллегии Министерства
транспорта Российской Федерации обсуждалась Концепция реформирования
дорожного хозяйства Российской Федерации,
в которой отражены цели, задачи и
мероприятия по реформированию дорожного хозяйства, а также этапы проведения
реформы. В соответствии с принятыми решениями Основы концепции дорабатываются и
в мае текущего года документ будет направлен на рассмотрение Правительственной
комиссии по административной реформе.

Дорожное хозяйство остается единственной отраслью в
Российской Федерации, не имеющей законодательного акта прямого действия,
регламентирующего особенности правового регулирования содержания, ремонта,
реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования в
Российской Федерации. Поэтому важнейшим принципиальным вопросом была и остается
разработка и принятие базового федерального закона в сфере дорожного хозяйства,
в котором должны найти отражение пути решения важнейших проблем развития
автомобильных дорог. В настоящее время разработана и направлена на согласование
в заинтересованные министерства концепция федерального закона «Об
автомобильных дорогах».

Надеюсь, что дальнейшая совместная работа по координации
усилий всех ветвей власти, населения и бизнеса позволит решить поставленные
перед дорожной отраслью задачи.

Благодарю за внимание.