Почта. Донузлав: для кого-то просто порт, для нас - Родина

«Оранжевые» собираются строить на Донузлаве порт, для воплощения идеи требуют «выделить достаточно большой участок побережья под застройку». «Крутые люди» из Киева, с традиционными в таких случаях методами «выкручивания рук», настаивают, чтобы сделано это было немедленно. Депутатов они вполне могут «задавить», ведь за ними деньги, сила и власть. Но мы, жители, должны задать себе вопрос: а нам это надо? Что даст порт в перспективе? И не только для Новоивановки, Медведево, но и для Черноморского и Сакского районов, для Крыма в целом?


В последние годы идет падение объемов грузопотоков через украинские порты. Это связано с резким снижением объемов выпускаемой продукции местными предприятиями, уменьшением транзитных перевозок из России, возросшей конкуренцией со стороны прибалтийских государств и новых незамерзающих портов Российской Федерации. Кроме того, в Европе и на Украине есть достаточно большой ресурс для расширения действующих портов и увеличения их грузооборота. Например, на базе закрывающихся судостроительных верфей в Николаеве и Херсоне. Да и в Крыму действующих портов достаточно: Керчь, Феодосия, Севастополь, Евпатория. В результате «демилитаризации» Севастополя можно перевести ряд объектов флота в портовые объекты гражданского назначения, расширить возможность перевалки различных грузов. К тому же есть уже готовая система городских портовых сооружений, решены вопросы стыковки с другими видами транспорта: подведена железная дорога, давным-давно налажено автомобильное сообщение.


На Донузлаве же все это нужно начинать с нуля, выделять очень большую территорию, громадные бюджетные средства. Причем затраты на строительство нового порта будут в десятки раз больше, чем переподготовка других объектов. А что за грузы будут поступать в будущий порт и выходить из него? У нас, например, в Черноморском районе, нет товаров, которые можно было бы отправлять на экспорт или хотя бы перевозить в пределах Украины, используя именно морской транспорт. Скорее всего, таких товаров и в пределах Крыма не найдется. Если подобные грузы есть на Украине, то существующие порты - Одесский, Ильичевский, Николаевский, Херсонский - значительно ближе и нет смысла везти грузы через весь Крым. Тем более что загрузка этих портов постоянно снижается.


В общем, учитывая большие затраты на строительство порта на Донузлаве, отсутствие реальных грузопотоков, можно смело утверждать, что экономического резона в строительстве нет. Настораживает настойчивость коммерческих структур, пытающихся как можно быстрее отхватить большой участок побережья. Причем практически даром, под обещание построить порт.


Что реально стоит за этим проектом, трудно сказать. Ведь для его авторов не является тайной экономическая нецелесообразность строительства. Поэтому порт как конечная цель вряд ли интересует бизнесменов и власти. Можно предположить что их реально интересует земля на самом берегу моря, причем такой кусок, который даже при простой перепродаже позволит очень хорошо заработать. Второй вариант - желание выбить деньги под государственную программу строительства порта, начать строительство и иметь доход от самого процесса и поставки стройматериалов, оборудования. А в нужный момент доказать неэффективность будущего порта и... закрыть тему. Через подобную схему прошло много предприятий. Они тоже вначале шли на реконструкцию, старое оборудование резалось на металлолом. А когда все было разрушено, то доказывалась нецелесообразность восстановления производства. Это позволяло уйти от дорогостоящих инвестиционных обязательств. Бывшее работоспособное предприятие распродавалось впоследствии как недвижимость или как земля для постройки очередного супермаркета.


Но это — дела бизнеса, власти, а что же получат местные жители? Можно рассчитывать, конечно, на рабочие места. Но не секрет, что все высококвалифицированные специалисты будут привезены со стороны, а местному населению достанутся вспомогательные работы с соответствующей оплатой - разбогатеть на стройке никому из местных жителей не удастся. А вот ущерб — большой. Во-первых, нас лишат свободного доступа к берегу Черного моря. Во-вторых, стройка, а затем порт полностью уничтожат рекреационные возможности нашего региона, и поселок навсегда потеряет свою привлекательность как курортная зона.


Поэтому необходимо сохранить берег озера Донузлав в чистом виде, доступным для всех граждан. Это принесет больше пользы людям, чем бесплатная передача потенциально дорогостоящих участков в частную собственность неизвестно кому и неизвестно зачем.