Дорожная перезагрузка

К хаосу на городских магистралях приводит избыток перевозчиков


По данным управления Роспотребнадзора, количество автобусов и маршрутных "ГАЗелей" в Воронеже за два последних года увеличилось почти в три раза.


Ситуация с нарушениями правил эксплуатации автотранспорта, поток нареканий и жалоб от жителей на некачественное обслуживание, на грязь в салонах и хамство водителей, курение на рабочих местах, громкую музыку, отсутствие билетов за проезд позволила главному государственному санитарному врачу области Михаилу Чубирко заявить, что острота проблемы и терпение пассажиров достигли высшего предела.


Ситуация с транспортными перевозками рассматривается не в первый раз на разных уровнях, в том числе и в управлении Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека, и в областной администрации. Но ничего не меняется. Более того, за последние годы почти исчезли с улиц муниципальные и экологически чистые трамваи и троллейбусы, не приобретено ни одной единицы новых, депо распроданы по дешевке, ПАТП арендуются частниками - зато бесконтрольно пополняется число маршрутов индивидуалов. Сегодня перевозками пассажиров заняты 48 компаний. Все специалисты как один высказались, что их число нужно уменьшить. Но что-то не слышно, чтобы с кем-то из владельцев автобусов и маршрутов расторгли договор за нарушения (а их немало) либо лишили лицензии.


Маршруты открываются вне городских конкурсов и без учета потребности в них. Сегодня их чрезмерно много, некоторые дублируют друг друга. По проспекту Революции, к примеру, проложено 50 маршрутов (700 автобусов), по Московскому проспекту - более 60 при 900 единицах пассажирского автотранспорта. Юркие "ГАЗели" и "ПАЗики", вынужденные работать в условиях повышенной конкуренции, легко идут на нарушения правил дорожного движения, лишь бы выиграть время. По общему признанию, везут людей как дрова. В последнее время в погоне за прибылью в маловместительные салоны маршруток запускают по пять и более пассажиров сверх нормы.


Не первый раз поднимается проблема разворотных площадок на конечных остановках. Для них должно быть предусмотрено место в соответствии с планом генеральной застройки города. Ничего подобного нет до сих пор. Особо оговаривается, что площадки пора максимально удалять от социальных объектов и жилых домов, обеспечивать удобства для водителей. Но маршрут 68в, к примеру, заканчивается на склоне горы у здания школы 16. Водители разворачивают автобусы и встают на перерыв под окнами классов. С включенными двигателями в холодное время года.


Владельцы маршрутов, пользуясь всеобщим попустительством, нередко нанимают на работу водителей без допуска документов о разрешении на перевозку пассажиров, попадают в их число алкоголики и наркоманы. В одном из ПАТП (а в одном ли?) заранее на неделю штамповали путевые листы, обходясь без традиционных техосмотров автобусов перед выездом на линии и медосмотров водителей. Специалисты управления Роспотребнадзора в августе и сентябре провели рейдовые проверки по выполнению санитарно-гигиенических мероприятий и, проверив транспорт 46 индивидуалов и частников, насчитали 148 нарушений законодательства.


В темные зимние вечера, когда окна автобусов либо затуманены, либо загрязнены, пассажирам трудно сориентироваться в движении, но остановки нигде не объявляются, а большие машины даже не оборудованы громкоговорящей связью. Не случайно Михаил Чубирко сказал, что такого беспорядка, как в Воронеже, он не наблюдал ни в одном областном центре Черноземья.


Евгения Андреева


Воронеж


мнения


Жозеф Еркнапешян, руководитель федерального Управления государственного автодорожного надзора по Воронежской области:


- На мой взгляд, надо менять саму систему пассажирских перевозок. В корне. 70 действующих единиц муниципального транспорта - это ничто. Многие частные автобусы уже нельзя использовать для перевозки людей. Ошибка в том, что нет единой системы диспетчеризации - основы основ, позволяющей создать четкий порядок при перевозках пассажиров.


Юрий Низовцев, заместитель руководителя главного Управления по промышленности, транспорту, связи и инновациям:


- Несколько фундаментальных решений помогут навести порядок. Проблему можно снять, имея двух перевозчиков. Но не больше. Необходимо изучить движение пассажиропотока, определить оптимальную сеть маршрутов, количество автобусов (у нас есть нужные методики расчетов), создать единую диспетчерскую систему. И строго контролировать процесс.


Черноземье