ДОРОГА, ДОРОГА, тебя нужно много...

В Москве дорожная проблема - одна из наиболее острых. И деться от нее некуда, кроме как решить, поскольку сегодня в Первопрестольной насчитывается более трех миллионов транспортных средств, которые ежедневно пополняются более


600 тыс. приезжающих автомобилей.


ПРОТЯЖЕННОСТЬ улиц и дорог столицы к концу 2007-го составляла более 4,8 тыс. километров. Но для современной Москвы цифра не слишком убедительная. Город нуждается еще как минимум в 400 километрах автомагистралей. Чтобы исправить положение, дорожное строительство в столице ведется по всем направлениям - реконструируются <вылетные> и радиальные магистрали, прокладываются шоссе-дублеры. Строители вот-вот приступят к работам по транспортному обеспечению новых районов массовой жилой застройки - Кожухова, Щербинки, поселков Некрасовка и Северный. Грандиозное строительство в ближайшее время начнется в Павшинской пойме между Кутузовским и Мичуринским проспектами, территория которой должна обеспечить ее жителям комфортное проживание.


Семимильными шагами развивается и городской общественный транспорт. Есть план выделить для него специальные полосы и установить в городе так называемые <умные> светофоры, которые переключаются на основании информации с камер, установленных на трассе.


Москомархитектура, НИиПИ Генплана и Департамент градостроительства в срочном порядке разрабатывают концепцию развития дорожно-мостового строительства в Москве до 2015 года.


- Да, мягко говоря, вопрос был упущен. Мэр поставил задачу: создать единую систему дорожного строительства, включающую оперативное управление и четко проработанную концепцию - это как минимум, а после заняться перспективным планированием работ на период с 2020 по 2025 год, - говорит первый заместитель руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы Александр Левченко.


ЭТО ОЧЕНЬ сложная работа, так как необходимо предусмотреть уже на стадии проектирования будущих микрорайонов их обеспеченность транспортной инфраструктурой. Все застраиваемые территории должны быть подготовлены к комфортному проживанию определенного, четко просчитываемого количества жителей.


Например, на территории <Сити> сегодня видны те недочеты, которые произошли именно в результате несогласованности. Построили современные небоскребы, громадный комплекс, а выездов оказалось недостаточно. При этом в программе развития территории <Сити> еще много лет назад было запроектировано создание тоннелей и эстакад над железной дорогой, а средств на это так и не было выделено.


- Программа инвестиций объектов дорожно-мостового строительства 2008-го увеличена по сравнению с предыдущим годом на 36 %.Общая сумма средств, выделенных на этот год, составит 89,63 млрд рублей. 2009-2010 годы - это еще 175,3 млрд рублей средств из городского бюджета. Всего же общая сумма инвестиций 2008-2010 годов в 1,7 раза превысит средства, выделенные городом в три предшествующих года, - говорит руководитель Департамента экономической политики и развития города Марина Оглоблина.


МЕЖДУ тем кольцевая планировка города считается безнадежно устаревшей. Столичные власти намерены пойти по пути, предложенному еще в советское время. Тогда проектировщики говорили о необходимости строительства в городе сети так называемых <хорд-дорог>, которые соединяли бы между собой окраины города, не проходя через центр. Сегодня уже начались проектные работы над двумя новыми хордовыми трассами - Северной и Южной рокадами.


(Северная пройдет по улицам Алабяна и Балтийской, Южная - по Балаклавскому проспекту и улице Обручева). Они должны будут разгрузить кольцевые трассы Москвы и связать между собой <спальные> районы, которые до сих пор были разделены <клиньями> железных дорог и промзон. В районах сложившейся застройки дороги пройдут по мостам и тоннелям. Развитие подобных технологий открывает еще одну заманчивую перспективу - строительства новых радиальных трасс над железнодорожными путями.


- Город имеет хорошую возможность разгрузить ряд <вылетных> магистралей. Выгода здесь в том, что, по сути, будущая трасса уже готова. Для ее строительства не нужно ничего сносить. Следовательно, и затраты предстоят не такие большие, - говорит глава стройкомплекса столицы Владимир Ресин.


Первый такой проект - застройка территории над путями Киевской ветки железной дороги - уже получил одобрение Общественного градостроительного совета при мэре Москвы.


Кроме того, проектируются так называемые шоссе-дублеры для самых перегруженных радиальных направлений - Кутузовского проспекта, Варшавского шоссе, Ленинского проспекта, Волгоградского проспекта от Курского направления МЖД до улицы Верхние Поля и дублер Дмитровского шоссе на участке от улицы 800-летия Москвы до Четвертого транспортного кольца.


ПОЛНОСТЬЮ завершатся в будущем году работы по реконструкции Ленинградки. Пока же строители приступают к возведению развязки на пересечении Фестивальной улицы с Ленинградским шоссе. В 2009-м войдут в строй развязки на Соколе и на пересечении с Головинским шоссе. Москвичам обещают еще один тоннель, который, пройдя под Замоскворецкой линией метро, соединит Балтийскую улицу и Алабяна. Следом наступит очередь и Волоколамского шоссе. Решается вопрос финансирования работ строительства второго моста через канал имени Москвы, которое необходимо развернуть в этом году.


Тоннель на Ленинградке, построенный 60 лет назад, уже давно не справлялся со своими нагрузками, поэтому и было принято решение перестроить его. Здесь шесть рядов проезжей части уйдут под землю. А маневрирование транспорта - левые и правые повороты, развороты - будут осуществляться наверху, как это сейчас организовано над уже построенным год назад тоннелем у Динамо и тоннелем на Сущевском валу. Автомобили, двигаясь по Волоколамке со стороны области, будут <выныривать> из-под земли уже за улицей Алабяна.


В этом году начнется сооружение развилок с Фестивальной улицей и с Головинским шоссе, где будут убраны светофоры. Дойдет и до второго моста через канал имени Москвы - сегодня здесь самое узкое место на всей трассе. На Пушкинской площади исчезнут светофоры, а Бульварное кольцо пройдет через тоннель. Новая транспортная развязка появится и на площади Тверской Заставы у Белорусского вокзала. Район Ходынского поля получит выезд на Ленинградский проспект.


Пропускная способность Большой Ленинградки в 2009 г., когда завершится реконструкция всей трассы, возрастет на 30 %. К тому же на всей протяженности дороги от Манежной площади до МКАД будут два светофора.


В минувшем году открылось движение по участку Краснопресненского проспекта от проспекта Маршала Жукова до МКАД через первый и самый крупный в Европе вантовый мост и двухуровневый Серебряноборский тоннель. На одном этаже организовано трехполосное движение для автомобилей, а под ним - ветка метро в Строгине. Ввод этого участка проспекта обеспечивает не только свободный выезд из центра Москвы на Новую Ригу, но и облегчает движение по Кутузовскому проспекту и Рублево-Успенскому шоссе.


Всю трассу планируют ввести в строй в наступившем году, обеспечив прямой ход от МКАД с Новорижского шоссе вплоть до Беговой улицы и дальше до зоопарка (Красная Пресня). В результате город получит трассу с одним светофором в районе Беговой, позволяющую буквально за 10-15 минут доехать на автомобиле от МКАД до Садового кольца. Звенигородский проспект станет двадцатой по счету радиальной трассой столицы.


ИМЕННО <радиусы> более всего подвержены нагрузке в утренние и вечерние часы пик. В перспективе мэрия планирует не только строить новые радиальные магистрали, но и реконструировать старые. Они будут полностью соответствовать новому стандарту: быть многополосными и без светофоров на всем протяжении. За счет этого скорость движения по ним возрастет, а количество <пробок> сократится.


- Важнейшим для города вопросом является строительство Четвертого транспортного кольца. Для этого у нас есть необходимые средства, силы и желание, - говорит мэр города Юрий Лужков. Еще в минувшем году он подписал распоряжение, согласно которому с территорий в районе строительства Четвертого транспортного кольца от шоссе Энтузиастов до Щелковского шоссе будут выведены десятки предприятий и снесены некоторые гаражные комплексы.


Строительство Четвертого транспортного кольца началось 1 февраля. Ожидается, что первый участок дороги от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе будет открыт уже к концу текущего года. В следующем появится его продолжение от Измайловского до Щелковского шоссе и от шоссе Энтузиастов в сторону Рязанского шоссе. После планируется открыть участок от Открытого до Рязанского шоссе. Трасса Четвертого транспортного кольца пройдет от Волгоградского проспекта вдоль Курского направления железной дороги. На участке от Волгоградского проспекта до шоссе Энтузиастов магистраль будет параллельна Малому кольцу Московской железной дороги, минует район Измайлово и уйдет вдоль Лосиного острова к Ярославскому шоссе, далее - вдоль железнодорожной станции Лихоборы через Алтуфьевское, Дмитровское, Ленинградское и Волоколамское шоссе. На улице Народного Ополчения она выйдет к Минской улице, затем по существующей 16-километровой трассе, в которую входят Минская улица, Ломоносовский и Нахимовский проспекты, она дойдет до Музея-заповедника <Коломенское>, где будет построен 4-километровый тоннель под Москвой-рекой. Далее магистраль пройдет через район Печатники к станции метро <Текстильщики>. Длина Четвертого транспортного кольца составит 74 километра.


ГЛАВА Комплекса городского хозяйства Петр Бирюков заявил, что в вопросах развития дорожной инфраструктуры и решения транспортных проблем необходимо взаимодействовать с Московской областью:


- Если мы не расширим въезд в столицу в пределах 50-60 км от МКАД, мы не решим транспортной проблемы, - подчеркивает он.


Кроме завершения строительства нескольких развязок на крупных магистралях города и реконструкции Варшавского шоссе - от МКАД до Щербинки, власти города в текущем году также планируют ввести в эксплуатацию новый путепровод на Ленинградском шоссе, закончить строительство двух развязок в районе Митино, путепровода Зеленограде.


По словам Марины Оглоблиной, большие объемы работ предстоят и в рамках реконструкции существующих и строительства новых дорог в районах массового жилищного строительства на севере и востоке Москвы, а также в районе <Сити>. Для улучшения условий въезда-выезда населения из них планируется завершить реконструкцию Варшавского путепровода - на пересечении с Курским направлением Малого кольца железной дороги, построить участок магистрали Вешняки-Люберцы - от Проектируемого проезда 360 до Большой Косинской улицы. Кроме того, продолжится строительство второго выезда из района Куркино на МКАД.


- В будущем году начнутся работы по проектированию и строительству 11 пешеходных переходов в центре города, 7- на юге, 4 - на севере, 3 - на северо-востоке Москвы, - сказала М. Оглоблина