Как оценить отдачу от информационных технологий на транспорте?

Внешний бенчмаркинг и выделение доли ИТ в инфраструктурной составляющей тарифов позволят изменить отношение к ИТ как к затратной статье и извлекать из внедряемых решений больше пользы – такую позицию представила компания SAS Россия/СНГ на конференции «Инфотранс-2012».

Москва, 31 октября 2012 г. – «Очевидно, что роль информационных технологий сегодня очень значима и что без них невозможно качественно сформировать транспортную услугу, в том числе, продажу билетов или загрузку вагонов. Но ИТ не будут считаться значимым ресурсом, если оценивать их эффективность только на основе потраченного бюджета. При таком подходе не видно, сколько транспортная компания зарабатывает благодаря ИТ», - заявил Кирилл Бутаев, менеджер по работе с ключевыми клиентами SAS Россия/СНГ, выступая на XVII международной конференции «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» («Инфотранс2012»).

«Инфотранс» – это ежегодная международная отраслевая конференция по информатизации, автоматизации и инновационному развитию транспортной системы, а также выставка продукции и услуг российских и зарубежных ИТ-компаний, осуществляющих разработки для предприятий транспортного сектора. Мероприятие проводится при поддержке и участии ОАО «Российские железные дороги». На рынке информационных технологий для транспортного сектора «Инфотранс» приобрел статус главного делового мероприятия года. Оно состоялось в октябре в Санкт-Петербурге и собрало более 500 делегатов, среди которых представители госструктур, таможни, транспортных предприятий, ИТ-компаний, НИИ и вузов. Компания SAS Россия/СНГ принимает участие в «Инфотрансе» уже больше 10 лет, с тех пор как стала стратегическим партнером «РЖД» [1]. На своем выставочном стенде компания представила новейшие разработки этого года, в том числе систему SAS Visual Analytics и технологии интеллектуального анализа текста.

Одним из ключевых моментов программы стал «Экспертный диалог “Информационное обеспечение процессов управления на основе ключевых показателей деятельности”» по формированию и использованию корпоративных KPI[2]. В нем принимали участие представители московского и петербургского информационно-вычислительных центров «РЖД» и эксперты компании по управленческому учету, а также более 60 делегатов, каждый из которых представлял отдельную группу экспертов.

В ходе диалога обсуждались как общие подходы к использованию KPI в различных подразделениях «РЖД», так и более конкретные вопросы управления и распределения KPI по видам деятельности. Когда участники коснулись роли вспомогательных подразделений «РЖД», и в особенности ИТ, в формировании добавочной стоимости, завязалась довольно острая дискуссия. Кирилл Бутаев заявил, что при таком низком ИТ-бюджете – 0,65% от общих эксплуатационных расходов компании – ИТ-подразделениям весьма проблематично внести значимый вклад в работу «РЖД»: «Этих средств не достаточно для проведения масштабных проектов. Ведь сюда входят затраты и на обслуживание систем, и на внедрение, и на модернизацию. Но пока руководство компании не убедится, как много на самом деле она зарабатывает с помощью ИТ, бюджет вряд ли будет увеличен».

В результате дискуссии была выработана смешанная концепция оценки участия ИТ-подразделений в основных бизнес-процессах. Ее идея заключается в том, чтобы выделить долю ИТ в инфраструктурной составляющей тарифа. Иными словами, когда компания будет продавать транспортную услугу, в которой велика инфраструктурная составляющая (то есть право «использования рельсов»), в ее стоимости будет выделена доля ИТподразделения, благодаря которому реализация и предоставление этой услуги вообще стали возможны. «Эту задачу можно решить с помощью моделей Activity-Based Costing. Таким образом, будет виден вклад каждого ИТподразделения “РЖД” в формировании тех услуг, которые продает компания, а значит, и в полученный доход», - поясняет Кирилл Бутаев.

Позитивно было воспринято также предложение представителей SAS Россия/СНГ по оценке эффективности работы ИТ-подразделений с помощью внешнего бенчмаркинга, то есть сопоставления внутренних затрат со стоимостью аналогичных работ на рынке. «Эффективность работы ИТ можно оценить как разницу между тем, что предлагает рынок и тем, что компания “РЖД” тратит или будет тратить, выполняя работы самостоятельно, - объяснил суть подхода Кирилл Бутаев. - Госкомпании часто обвиняют в низкой эффективности и неоправданных расходах. Но, например, предложения для “Федеральной Пассажирской Компании” передать на аутсорсинг управление пассажирским комплексом оказались дороже, чем “РЖД” обходится решение этой задачи своими силами. С помощью внешнего бенчмаркинга компания сможет оценивать разные проекты и работу различных ИТподразделений».

«Приоритетным направлением в области информатизации для нас являются проекты, направленные на повышение эффективности - как в области управления, так и в области хозяйственной деятельности», - заявил на конференции Алексей Илларионов, начальник департамента информатизации и корпоративных процессов управления «РЖД». В частности, повысить эффективность работы ИТ-подразделений и увидеть реальную, выраженную в цифрах финансовой отчетности, отдачу от использования новых решений поможет применение новых подходов к оценке и внедрение соответствующих показателей эффективности, согласились участники конференции «Инфотранс-2012.





[1] За годы сотрудничества SAS и «РЖД» в компании были реализованы такие масштабные проекты, как создание корпоративного информационного хранилища и системы УРРАН (Управление рисками, ресурсами и анализ надежности на всех стадиях жизненного цикла).


[2] KPI – от англ. «Key Performance Indicators» – ключевые показатели эффективности.