- Transport on Line - hiltunen.htm

("Наличие развитой двигателестроительной промышленности во многом
определяет цивилизованность державы", - сказал Главнокомандующий ВВС
России П.С.Дейнекин, выступая на церемонии открытия выставки "Двигатели-96".
И представленные на экспозиции изделия отечественных предприятий в области
авиационного двигателестроения вновь подтвердили тот факт, что Россия,
несмотря ни на что, все еще является одной из наиболее передовых стран
мира.

Выставка, четвертая по счету с 1990 года, работала с 4 по 9 июня 1996
года на территории Всероссийского выставочного центра (ВВЦ). В ней приняли
участие ведущие двигателестроительные предприятия и фирмы России, а также
ряда зарубежных стран. Выставку организовали Министерство оборонной промышленности
Российской Федерации, Госкоммаш, Министерство обороны, РАО "Газпром",
АО "Авиаэкспорт", АССАД, Российское космическое агентство и ГАО
"Всероссийский выставочный центр".

Представленные экспонаты наглядно продемонстрировали первые результаты
сотрудничества ведущих двигателестроительных фирм России и Запада. Важно,
что все лучшие зарубежные фирмы ("Дженерал Электрик", "Пратт
- Уитни", "Роллс - Ройс", "Эллайд Сигнал", "Пратт
- Уитни Канада", "Теледайн Континентал", SNECMA) дали согласие
на участие в выставке "Двигатели-96". Это говорит о том, что
их интерес к сотрудничеству с Россией, выходу на российский рынок, растет.

Самым представительным разделом выставки стал авиационно-космический.
На его долю пришлось более 80% всех экспонатов. В этом разделе, по традиции,
преобладали двигатели для гражданских самолетов и вертолетов. Несмотря
на отсутствие принципиальных новинок в этой категории силовых установок,
экспонировалось много интересных изделий.

АО "Пермские моторы" совместно с АО "Авиадвигатель"
широко рекламировали самый экономичный российский ТРДД ПС-90. Этот двигатель,
выпускаемый серийно уже несколько лет, является пока единственным в России,
соответствующим строгим международным требованиям по уровню шума и эмиссии.
По основным показателям он практически не уступает зарубежным аналогам.
В настоящее время ПС-90А применяется на пассажирских самолетах Ту-204 и
Ил-96-300, а также на транспортном самолете Ил-76МФ.

Исходный вариант двигателя развивает тягу 16 тс, а при форсировании
она может возрасти до 17,5. Степень двухконтурности равна 4,6, удельный
расход топлива - 0,595 кг/кгс-ч. Имеется реверсер тяги. Для снижения уровня
шума используются звукопоглощающие покрытия. Следует отметить огромный
объем теоретических и экспериментальных работ по нормализации акустических
характеристик, выполненный специалистами ГосНИЦ ЦАГИ при создании ПС-90.

Самарское АООТ "Двигатели НК" продемонстрировало натурный
образец винтовентиляторного двигателя НК-93, степень двухконтурности которого
- 16,6. Это двигатель, имеющий соосный закапотированный вентилятор диаметром
2,9 м, будет использоваться на перспективных дальнемагистральных лайнерах
большой пассажировместимости, а также на тяжелых грузовых самолетах. Его
расчетная взлетная тяга равна 18 тс. Предполагается, что в конце 1996 года
или в самом начале 1997-го начнутся летные испытания опытного образца.

Украинское ЗМКБ "Прогресс" (г. Запорожье) показало двигатель
Д-27, развивающий взлетную мощность 14 000 л.с. Это первый в мире серийный
винтовентиляторный двигатель, он предназначен для самолетов Ан-70 и Ан-180.
Особенностью Д-27 является соосный винтовентилятор диаметром 4,5 м, причем
передний винт имеет восемь, а задний - шесть лопастей саблевидной формы.
Такие двигатели, обладающие удельным расходом топлива, не уступающим лучшим
ТВД, позволяют тем не менее достигать высоких крейсерских чисел М=0,7-0,75.
Во время испытаний Д-27 был получен удельный расход 0,18 кг/л.с.-ч. По
оценкам специалистов, двигатели этого типа могут повысить топливную эффективность
гражданских самолетов более чем на 30%.

Безусловной сенсацией выставки стала демонстрация двухконтурного турбореактивного
двигателя с системой управления вектором тяги АЛ-37ФУ - дальнейшее развитие
ТРДД АЛ-31Ф. Этот двигатель предназначен для установки на самолеты семейства
Су-27. От своего предшественника он отличается увеличенной до 14 000 кгс
тягой и наличием цифровой электродистанционной системы управления. Первый
самолет Су-37 с подобной силовой установкой уже проходит летные испытания
(к концу апреля 1996 года на нем было выполнено пять полетов).

Двигатель оснащен осесимметричным управляемым соплом, способным отклоняться
в вертикальной плоскости на величину порядка 20 град. вверх или вниз. По
словам генерального конструктора АООТ "А.Люлька - Сатурн" В.Чепкина,
создание подобного двигателя явилось сложнейшей технической задачей. "Перелом"
реактивной струи происходит в зоне, где температура газов достигает 2100
град. С, а давление - семь-восемь атмосфер. В этих условиях работы шарнирное
соединение должно обладать практически абсолютной герметичностью, так как
даже малейшая утечка раскаленных газов может мгновенно разрушить конструкцию
самолета. Система контроля за перекладкой сопла должна иметь надежность,
на порядок более высокую, чем надежность других агрегатов управления силовой
установкой, так как ее отказ или "нештатная" работа на взлетном
режиме в считанные доли секунды могут привести к аварии.

На выставке "Двигатели-96" были широко представлены двигатели
для легкомоторной авиации или для самолетов авиации общего назначения (АОН),
а также ДПЛА. Это отрадно, поскольку ранее явно ощущалась их нехватка для
большого числа разработанных за последние годы в России летательных аппаратов
перечисленных классов.

АО "Рыбинские моторы" представило двухтактный авиадизель ДН-200
мощностью 200 л.с., а уфимское НПП "Мотор" - дизельный двигатель
ТДА-450 мощностью 450 л.с. На выставке экспонировался также авиационный
роторно-поршневой четырехтактный двигатель ВАЗ-1187 мощностью 41 л.с.,
спроектированный СКБ РПД АО "АвтоВАЗ".

Научно-техническая производственная компания "Турбо-М" (г.
Калуга) демонстрировала турбовинтовой двигатель ТВД-37 мощностью 60 л.с.,
предназначенный для применения на легких самолетах сельхозавиации, автожирах,
вертолетах и мотопланерах. В частности, планируется установка ТВД-37 на
патрульный вооруженный автожир "Ратник", созданный ТОО "Камертон",
а также на самолет-амфибию "Чирок" (ЛИИ им. М.М.Громова).

АМНТК "Союз" представил легкий ТРДД Р126-300 с тягой 3500
- 3800 кгс для будущих реактивных административных самолетов.

На выставке также экспонировался двухконтурный двухвальный турбореактивный
двигатель ТРДД-50, созданный Омским моторостроительным конструкторским
бюро (строится серийно) для применения на беспилотных летательных аппаратах
различных типов, а также на легких многоцелевых самолетах.

Зарубежные участники выставки показали только ту продукцию, которая
имеет шансы быть проданной в России. Например, фирма "Роллс - Ройс"
выставила модели двигателей 535Е, уже применяющихся на самолете Ту-204,
и "Трент" 800, который рассматривается как кандидат для использования
на широкофюзеляжном дальнемагистральном самолете Ту-304.

Следует отметить, что наибольшие успехи имеют организованные в последние
годы российскими и зарубежными фирмами совместные предприятия, создающие
авиационные двигатели.

В рамках выставки "Двигатели-96" была проведена пресс-конференция.
Она посвящена подписанному накануне руководителями АО "Рыбинские моторы"
и фирмы "Дженерал Электрик" соглашению об образовании СП по производству
в России авиационных ГТД и ТВД и созданных на их основе промышленных двигателей.
Вице-президент отделения авиационных двигателей фирмы "Дженерал Электрик"
Т.Хомбург в своем выступлении высоко оценил значение, которое имеет АО
"Рыбинские моторы" в области авиационного двигателестроения.
Он отметил, что именно завод в Рыбинске был готов сразу выпускать продукцию
на уровне мировых стандартов, обладая сертификатом качества, выданным французской
компанией "Бюро Веритас".

Новое СП будет осуществлять окончательную сборку двигателей и их продажу,
поставки запасных частей и послепродажное обслуживание, а также проводить
маркетинговые исследования. Планируется, что первой продукцией российско-американского
предприятия будут ТВД семейства СТ7, а также промышленные газогенераторы
LМ2500.

На пресс-конференции была затронута тема использования ТРДД CFM56 на
российских магистральных Ил-86. Г-н Хомбург сказал, что несколько лет назад
фирмы "Дженерал Электрик" и SNECMA рассмотрели вопрос о переоснащении
самолетов Ил-86 новыми двигателями. К настоящему времени выявлено около
20 машин, которые имеют значительный остаточный ресурс планера и вполне
допускают установку двигателей CFM56. Расчеты показали, что стоимость замены
двигателей и соответствующих доработок конструкции обойдется в 28 - 30
млн долл. на самолет. Поэтому авиакомпании, вероятно, не смогут полностью
оплатить покупку такого самолета и вынуждены будут воспользоваться лизингом.

Российско-американско-канадское СП "Пратт - Уитни/Климов"
представило данные по целому семейству авиационных ГТД и ТВД, предназначенных
для легких многоцелевых самолетов и вертолетов. Среди них - вертолетные
ГТД РК 206С мощностью 650 л.с. и РК 206Д мощностью 625 л.с., а также самолетные
ТВД РК6А-65В мощностью 1553 л.с. и РК6А067/1 мощностью 1653 л.с.

Ракетные двигатели представляли предприятия, традиционно участвующие
в подобных выставках. Некоторые экспонаты демонстрировались впервые. Причем
часть их создана достаточно давно, как, например, ядерный ракетный двигатель
РД-0410 на 3,6 т тяги с удельным импульсом 8927 м/с воронежского КБ химавтоматики.

У кислородно-водородного ЖРД Д-57, разработанного в КБ А.М.Люльки еще
для РН Н-1, тоже премьера. Этот 40-тонный двигатель был сконструирован
с применением прогрессивных технических и технологических решений, которые
позволяют ему конкурировать с современными изделиями, и не только отечественными.

Исследовательский центр им. М.В.Келдыша экспонировал новую разработку
- электрореактивный двигатель Т-100. Он имеет тягу 8 г, удельный импульс
до 18 км/с и может применяться на космических кораблях и для передовых
вакуумных технологий.

НИИ машиностроения из Нижней Салды и подмосковное КБ химического машиностроения
им. А.М.Исаева выставляли ЖРД малой тяги, которыми оснащаются все наши
космические аппараты. Экспозицию КБХМ украшал и С5.92 - ЖРД, установленный
на КА "Марс-96".

В разделе НПО "Энергомаш" посетителям предлагалась информация
о двух современных проектах - ЖРД РД-180 и двигателе, работающем на природном
газе, который планируется установить на РН "Рикша".

Разумеется, это далеко не все, что демонстрировалось на выставке, были
и другие интересные экспонаты. Что-что, а ракетные двигатели у нас - лучшие
в мире.

Выставка "Двигатели-96" продемонстрировала основные тенденции,
по которым идет развитие авиационных и ракетных двигателей в мире. Так,
на первом месте для авиационных - дальнейшее улучшение их топливной эффективности.
При создании гражданских двигателей важное место занимают вопросы снижения
уровня шума и эмиссии. Намечается переход к ТРДД со сверхвысокой степенью
двухконтурности. Выставка показала, что в России активно ведутся работы
по созданию малогабаритных двигателей для легкомоторной авиации.

Российское двигателестроение смогло сохранить свой высокий научно-технический
потенциал, ему под силу создание двигателей, не имеющих аналогов в мире.
Как будут реализованы имеющиеся возможности, мы, вероятно, узнаем на очередной
выставке "Двигатели-98".