- Transport on Line -

Юрий Сяков

Во время новгородской вольницы река Волхов играла не последнюю роль
в политических событиях одного из древнейших русских городов. На мосту
нередко происходили кровавые стычки, когда почтенные жители Софийской стороны
Новгорода отбивались от разбушевавшихся голодных ремесленников и мелких
торговцев, требующих прав и свобод. Однажды разгневанные новгородцы связали
архиепископа, посадили на плот и решили в прямом смысле сплавить непонравившегося
пастыря.

Плот поплыл по течению в сторону Ладоги, но вдруг остановился. А затем
река потекла вспять и архиепископ вновь оказался в Новгороде. В этом его
жители увидели божье предзнамение. Архиепископа с почетом вернули на его
подворье.

Волхов вытекает из Ильменя и впадает в Ладожское озеро. Небольшая по
протяженности река - 226 километров - играла выдающуюся роль в истории
государства Российского, как важное звено древних торговых путей из "варяг
в греки" и из "арабов в варяги".

Когда уровень воды в Ладожском озере поднимался, то Волхов тек вспять
- в Ильмень озеро. Случалось это редко, но определенная закономерность
все-таки просматривалась. Как только в Новгородской республике начинали
происходить судьбоносные политические или военные события, река отреагировала
на них по своему - несла студеную ладожскую воду к своим южным, а значит
более теплым, истокам.

В тридцати километрах от устья начинались знаменитые Волховские пороги.
В деревнях Гостинополье, Вельцы, Пороги, Дубовики жили лоцманы. Смотритель
Волховских порогов вел специальный учет лоцманов и количества судов, которые
они провели через опасные водовороты и подводные камни: "Федул Федоров
из д. Дубовики за лето 1784 годы провел через пороги 10 барок и 3 лодки.
Еремей Семенов из д. Вельцы за это же время провел 15 барок и 14 лодок.

Работа лоцманов была очень ответственной, требовала большого искусства.
Нередко бывали случаи, когда даже опытные лоцманы сажали барки на камни
и строго за это наказывались.

Пройдет полтора века и на берегах порожистого Волхова, в том самом месте,
где били палками провинившихся лоцманов, вырастет город с одноименным названием.
Но сначала на карте Петербургской губернии появилась маленькая станция
Званка Николаевской железной дороги. Три пути, одноэтажное деревянное здание
неказистого вокзала, несколько построек - вот и все хозяйство.

За два года до этого события, в сентябре 1902 г., на берегу Волхова
рядом с деревней Дубовики началось грандиозное по тем временам строительство.
Железнодорожный мост-красавец, который стоит до сих пор, стальными пролетами
соединил два берега, открыл путь на север. В январе 1906 года по нему прошел
первый поезд на Вологду, а в 1914 году - на Мурманск.

Станция Званка развивалась и вскоре превратилась в крепкий рабочий поселок,
где в паровозном депо, в пути, на самой станции работало более четырехсот
железнодорожников. Они заложили первый камень в строительство будущего
города.

Затем на берега Волхова пришли строители гидроэлектростанции. Недалеко
от железнодорожного моста они срубили бараки и начали вгрызаться в берега
седого Волхова, чтобы построить настоящий дворец, который обеспечил бы
светом Петроград.

Ошибочно думать, что Волховская ГЭС - это электрическая фантазия ленинского
плана ГОЭРЛО. Проекты гидроэлектростанции и шлюза на Волхове были созданы
еще в 1910- 1914 года выдающимися русскими инженерами Г.Г.Кривошеиным,
Б.Ю.Калиновичем и Г.О.Графтио.

К началу 1917 года промышленность столицы Российской империи Петрограда
стала испытывать острый топливный кризис. 23 декабря 1916 года Совет Министров
царского правительства признал необходимым сооружение электростанции вблизи
Петрограда... После Февральской революции Финляндия предъявила свои права
на Иматру. На межведомственном совещании 1 мая 1917 года Временное правительство
приняло решение строить ГЭС на Волховских порогах. На начало работ было
ассигновано 32 миллиона рублей.. На полтора миллиона рублей было приобретено
оборудование, на берегу Волхова построено три склада, проложена грунтовая
дорога.

После революционных событий в октябре 1917 года финансирование строительства
прекращается. Жизнь на не начавшейся стройке замирает окончательно, без
всякой надежды, что в разоренной войной стране найдутся средства для продолжения
работ.

- Но средства нашлись. В.И.Ленин проявил большой интерес к строительству
гидроэлектростанции на Волхове. В 1923 году берлинская газета "Накануне"
писала: "В России имеется три чуда: Красная Армия, Сельскохозяйственная
выставка и Волховстрой". 5 декабря того же года председатель ВЦИК
М.И.Калинин сказал: "... нужно снять последний пиджак и построить
Волховстрой". Страна голодала, отбивалась от врагов, но Волховстрой
строила.

Энергетический кризис в Ленинграде в 1926 году привел к тому, что с
линии было снято 28 трамваев. "Электроток" повысил тарифы на
электроэнергию для банков, трестов, хозяйственных учреждений, ресторанов
и кинотеатров.

Ленинград ждал электроэнергии Волховстроя. За две недели до официального
пуска Волховской ГЭС, 5 декабря 1926 года, все ленинградские газеты опубликовали
сообщение "Электротока": "Сегодня ночью дан первый рабочий
ток с Волхова". Торжественное открытие Волховской ГЭС состоялось 19
декабря. Первенец ленинского плана ГОЭРЛО продолжает работать и сейчас.

Одна стройка затихла, а другая началась. Во время первой пятилетки в
стране началось строительство 518 промышленных предприятий. Одним из них
стал Волховский алюминиевый комбинат. Место для стройки было предопределено
очень важными обстоятельствами. Рядом была Волховская ГЭС, которая вырабатывала
дешевую электроэнергию. Волховстрой сохранил и кадры строителей. Алюминиевый
комбинат был построен в рекордные сроки - за два года. 14 мая 1932 года
в 17 часов 45 минут страна получила первый отечественный промышленный алюминий.

Прошел еще год. Званковский железнодорожный узел стал одним из крупнейших
на Северо-Западе, работала Волховская ГЭС, Волховский алюминиевый комбинат.
Рабочие жили кто где: в соседних деревнях, в бараках рядом с заводским
забором, в стихийно строящихся домах на пустырях. 27 декабря 1933 года
постановлением ВЦИК в черту рабочего поселка Званка были включены деревни
по обеим берегам Волхова: Борисова Горка, Ильинское, Новые Дубовики, Октябрьское,
Новая Деревня. На основании этого объединения рабочий поселок Званка был
преобразован в город Волховстрой.

В 1940 году Волховстрой был переименован в город Волхов. Напоминанием
о первом имени города остались названия железнодорожных станций - Волховстрой-1
и Волховстрой-2. Обе они находятся в черте города и крепкими стальными
нитями связывают левобережную и правобережную части Волхова в единый живой
организм.