- Transport on Line -

Рубрику ведут Л.СКРЯГИН, Ю.ДАНИЛОВ

ВОИНЫ И ДВУГЛАВЫЕ ОРЛЫ

Первая половина XIX века- наивысший расцвет и одновременно лебединая
песня кораблей парусного флота. В это время основу военных флотов ведущих
морских держав составляли линейные корабли пяти рангов, имевшие 64, 74,
84, 100 и 120 орудий.

Фрегаты строили четырех рангов: 60-, 44-, 36- и 24-пушечные. Остальные
военные корабли имели одну батарейную палубу и в зависимости от парусного
вооружения делились на шлюпы, корветы, бриги, бригантины, шхуны, люгеры
и тендеры.

По сравнению с предшествующим веком военные корабли получили более острые
обводы подводной части корпуса, что отразилось и на их общем облике: силуэты
кораблей стали стройнее и изящнее благодаря уменьшению седловатости палуб
и удлинению княвдигеда.

Из подлинных носовых фигур кораблей первой половины XIX века в нашей
стране сохранилась лишь одна, изображающая турецкого султана в чалме и
пестрых одеждах, опоясанного шарфом. Считается, что она принадлежала линейному
86-пушечному кораблю "Султан Махмуд", построенному в Николаеве
в 1836 г. и затопленному во время обороны Севастополя в 1854 г. Однако
вызывают удивление небольшие размеры фигуры: ее высота всего 1 м, что характерно
для небольших кораблей ранга корвета или брига. Высота же носовых фигур
линейных 74- и 84-пушечных кораблей того времени составляла в среднем 2,5-3
м. Так, носовая фигура линейного корабля "Азов", построенного
в 1826 г. в Архангельске, имела высоту 3,5 м. Она изображала римского воина
в золоченых доспехах и коротком плаще. "Азов" отличился в Наваринском
сражении 8 октября 1827 г., когда огнем своих орудий потопил два турецких
линейных корабля, два фрегата и корвет. За этот беспримерный бой впервые
в истории российского флота "Азов" был награжден кормовым георгиевским
флагом. Этот флаг сейчас хранится в экспозиции Центрального военно-морского
музея (ЦВММ) в Санкт-Петербурге.

Одной из красивейших носовых фигур первой половины XIX века является
резная скульптура богини Афины линейного корабля "Императрица Александра".
Ее можно увидеть на замечательно выполненной большой модели корабля в ЦВММ.
Афина изображена в развевающемся плаще, шлеме, с копьем и щитом в руках.

К началу XIX века типовой носовой фигурой на русских военных кораблях
становится геральдический двуглавный орел, являющийся гербом Российской
Империи. Позолоченную фигуру двуглавого орла несли многие знаменитые русские
корабли: шлюпы "Восток" и "Мирный" (1819 г.), фрегат
"Паллада" (1832 г.), линейный корабль "Двенадцать апостолов"
(1841 г.), бриг "Хазарский" (1834 г.). Барельеф двуглавого орла
вводится и как украшение гакаборта кораблей.

В английском флоте первой половины XIX века прототипами для носовых
фигур служили короли, государственные деятели, а также античные герои и
богини. О мастерстве английских корабельных резчиков можно судить по коллекции
носовых фигур, находящихся в Национальном морском музее Гринвича. Самая
впечатляющая из них, пожалуй, принадлежит 74-пушечному кораблю "Аякс",
построенному в Блэкуолле в 1809 г. Этот корабль принимал участие в наполеоновских
войнах, а в 1848 г. был оснащен паровой машиной с винтом. Фигура "Аякса",
изображающая древнегреческого воина в шлеме и ярких доспехах, впечатляет
сдержанной силой и мужественностью.

Носовая фигура 120-пушечного корабля "Ройял Джордж" ( 1827
г.) представляет собой несколько карикатурный портрет английского короля
Георга IV в одеждах римского императора. От этой огромной поясной скульптуры
сохранились только голова и плечи.

Интересным образцом корабельной скульптуры является изображение головы
Нельсона с 46-пушечного корабля "Горацио", построенного в 1807
г. Несмотря на то, что фигура резалась "по горячим следам" (адмирал
Нельсон погиб в Трафальгарском сражении в 1804 г.), мастеру не удалось
избежать ошибок при передаче портретного сходства. Кроме того, Нельсон
не потерял глаз (резчик изобразил его закрытым), он был лишь поврежден
в сражении при Копенгагене в 1801 г.

В Англии имеется еще одна носовая фигура Нельсона. Ее вырезали в 1938
г. для деревянного линейного корабля "Конуэй", переоборудованного
в конце прошлого века для подготовки кадетов торгового флота и долгое время
стоявшего на Темзе. При работе над этой огромной фигурой резчики использовали
посмертную маску Нельсона. На груди героя Трафальгара-орден Подвязки, на
шее - золотая медаль, в левой руке он держит подзорную трубу, пустой рукав
правой подколот к груди. Ниже бюста воспроизведены эмблема торгового флота
Великобритании и картуш, в котором вырезаны слова, сказанные Нельсоном
перед Трафальгарским сражением: "Англия надеется, что каждый выполнит
свой долг".

Одним из последних и, заметим, далеко не лучшим представителем английского
"львиного конгломерата" является львиная голова с 74-пушечного
корабля "Хогу", по^ строенного в Дептфорде в 1811 г. Менее серьезным
примером носовой фигуры выглядит бюст Арлекина с одноименного 1 6-пу-шечного
брига, построенного в Пемброке в 1836 г. Как правило, на подобных небольших
кораблях носовую фигуру в XIX веке часто заменяли картушами, фигурными
завитками и волютами. Подобное украшение форштевня имел, к примеру, бриг
(вооруженный барком)"Бикль" (1831 г.), вошедший в историю благодаря
Чарльзу Дарвину.

Самым известным кораблем своего военного флота американцы считают "Консти-тьюшн".
Он являлся одним из шести однотипных 44-пушечных фрегатов, построенных
по указу Конгресса, и был спущен на воду в 1797 г. За долгую боевую службу
на его носу сменилось пять фигур. Первая носовая фигура, поставленная при
постройке, изображала Геракла. Во время морского сражения в 1803 г. у Триполи
ее снесло ядром. Вторая скульптура, представлявшая собой Нептуна, также
была потеряна в бою. Ее заменила резная волюта - спиралевидный завиток.
В 1834 г. на фрегате установили резную фигуру американского президента
Эндрю Джексона в полный рост в черной мантии, с цилиндром в левой руке
и с конституцией в правой. Накануне Дня независимости в том же году некий
злоумышленник отпилил носовой фигуре голову. Некоторое время фрегат плавал
с изуродованной фигурой президента, задрапированной государственным флагом,
пока не была сделана новая скульптура Джексона. Сейчас обе эти фигуры фрегата
"Конститьюшн" можно увидеть в Историческом музее Нью-Йорка, а
сам фрегат находится на вечной стоянке в Бостоне.

Переход от парусного флота к паровому в середине прошлого века привел
к существенному изменению архитектуры корабля. Первые русские пароходо-фрегаты
"Богатырь" (1836 г.) и "Владимир" (1848 г.) еще имели
развитые княвдигеды с гальюнными решетками и регелями, заканчивающиеся
позолоченными двуглавыми орлами. В дальнейшем вытянутые вперед княвдигеды
военных кораблей укорачиваются и сходят на нет, а носовые фигуры крепятся
непосредственно к верхней части водореза. Единственная в своем роде коллекция
носовых фигур кораблей русского парусно-парового флота хранится в ЦВММ.
Ее уникальность заключается в том, что почти все фигуры выполнены по моделям
выдающихся русских скульпторов и отличаются необыкновенной выразительностью
и классическим совершенством форм.

В Морском ведомстве России в 1855-1861 гг. работал замечательный скульптор
Петр Карлович Клодт (1805-1867 гг.), знаменитый автор четырех скульптурных
групп "Укротители коней", установленных на Анич-ковом мосту Санкт-Петербурга,
и других известных произведений. Для восьми строившихся в Петербурге 11-пушечных
корветов он изготовил кормовые накладные доски, изображающие животных,
соответствующих названиям судов: "Волк", "Зубр", "Рысь",
"Вепрь", "Буйвол", "Удав", "Медведь"
и "Вол". Эти позолоченные горельефы стали последними кормовыми
украшениями русских кораблей. Последующие корабли несли на корме типовое
изображение царского герба. По выполненным в натуральную величину Клод-том
моделям были изготовлены носовые фигуры для парусно-винтовых корветов "Богатырь"
(1861 г.) и "Витязь" (1862 г.). Эти сохранившиеся фигуры замечательны
точным проникновением в образ и тонкой проработкой деталей.

В 1858-1863 гг. несколько носовых фигур для кораблей русского флота
создал Николай Степанович Пименов (1812-1864 гг.), академик ваяния и живописи.
Одной из лучших его работ является модель носовой фигуры для 45-пушечного
винтового фрегата "Ослябя" (1860 г.), изображающая легендарного
воина-монаха вдвижении, с боевым топором и круглым щитом в руках. При изготовлении
собственно носовой фигуры скульптор существенно отошел от модели, приглушив
монашеские черты образа и усилив богатырский облик русского ратника. К
сожалению, не сохранилась выполненная Пи-меновым носовая фигура другого
героя Куликовской битвы - Пересвета с одноименного фрегата. В ЦВММ находятся
подлинные носовые фигуры парусно-винтовых фрегатов "Дмитрий Донской"
(1861 г.), "Александр Невский" (1861 г.) и корвета "Варяг"
(1862 г.), изготовленные по моделям и под руководством прославленного скульптора.
Эти корабли имели упрощенные носовые образования, поэтому фигуры богатырей
Древней Руси крепились непосредственно под бушпритами, их тела как бы вырастали
из завитков рокайля.

Десять носовых фигур для броненосных кораблей были вырезаны по моделям
академика ваяния и живописи Михаила Осиповича Микешина (1835-1896 гг.),
работавшего в петербургском Адмиралтействе с 1867 по 1875 г. Поскольку
почти все заказанные ему фигуры предназначались для кораблей с вертикальными
форштевнями и подводными таранами, скульптору пришлось работать над согласованием
водореза с носовым украшением. Микешин предложил выполнять корабельную
скульптуру в виде накладных досок с резным орнаментом по обе стороны форштевня,
соединяя их с прислоненной к водорезу фигурой. Именно так выполнены носовые
фигуры фрегатов "Князь Пожарский" (1870 г.), "Адмирал Лазарев"
(1869 г.), "Адмирал Грейг"(1869г.), "Адмирал Спири-дов"
(1868 г.), "Минин" (1878 г.) и "Адмирал Чичагов"(1867
г.).

Последними русскими кораблями, носившими носовые фигуры, была серия
клиперов, строившихся в 1873-1879 гг.: "Джигит", "Разбойник",
"Наездник", "Стрелок", "Пластун", "Всадник",
"Опричник", "Крейсер" и "Вестник". Сохранилось
пять моделей носовых фигур клиперов "Опричник", "Наездник",
"Пластун", "Стрелок", "Разбойник", выполненных
скульптором Матвеем Афанасьевичем Чижовым, и одна модель клипера "Джигит",
выполненная лейтенантом П.Пущиным, учеником Чижова. Все фигуры вылеплены
из гипса, причем авторам удалось в каждой из них достоверно показать характер
персонажа.

Последующее развитие стального броненосного кораблестроения привело
к полному отказу от носовых фигур и введению типового единообразного для
всех кораблей барельефа двуглавого орла. Такое отлитое из цинка или свинца
накладное украшение было легко подогнать по погиби носа, после чего его
крепили болтами и покрывали позолотой. Тенденция постепенного отказа от
носовых фигур и замены их государственным гербом во второй половине XIX
века наблюдалась во флотах всех морских государств. Последними английскими
кораблями, имевшими развитые княвдигеды с гальюнными решетками и крупными
носовыми фигурами, являлись броненосные корабли с парусным вооружением
"Уорриор" и "Блэк Принс" (1860 г.). "Уор-риор"
прослужил более 100 лет, причем последние годы использовался в качестве
нефтяной баржи. Фотография его носовой фигуры (несохранившейся), изображающей
античного воина-гладиатора, свидетельствует об упадке мастерства корабельных
резчиков; несомненно, ей далеко до изысканного благородства фигуры "Аякса"
( 1809 г.). Несколько лет назад "Уорриор" был капитально отрес-таврирован
и превращен в музей своей эпохи. На его носу установлена копия старой фигуры,
вырезанная современным английским резчиком.

В 80-е годы XIX века английские броненосцы типа "адмирал"
стаканными форштевнями носили на носу небольшие бюсты английских адмиралов.
В 1894 г. английское Адмиралтейство издало указ о полном запрете носовых
фигур для больших военных кораблей - их заменили гербы и медальоны. Последний
английский корабль с носовой фигурой "Испайгл"(1901 г.) пошел
на слом в 1923 г., его носовая фигура сейчас находится в музее "Виктори"
в Портсмуте.