- Transport on Line -

"Турция не может позволить, чтобы еще большее число танкеров проходило
через ее узкие проливы, - заявил недавно назначенный заместитель секретаря
по морским делам Резат Оскан. - Мы хотим, чтобы нефтяные компании в большем
масштабе использовали нефтепроводы для перекачки нефти из огромных месторож-
дений на Каспии и в Центральной Азии... Пролив Босфор и так уже используется
на полную мощность и не выдержит дальнейшего увеличения интенсивности судо-
ходства".

Ежегодно по проливу проходит около 45 тыс.судов с 32 млн.т нефти и другими
грузами. Однако эксперты считают, что с вводом в эксплуатацию нефтепромыслов
на Каспии и в Тенгизском месторождении в Казахстане в следующем десятилетии
к этим 32 млн.т добавятся еще 62 млн.т.

С июля 1994 г. Турция ввела новые правила, которые ужесточают контроль
за движением судов по Босфору. Министр энергетики Хусну Доган заявил, что
Турция может установить более жесткий контроль за прохождением танкеров
по проливу, а Р.Оскан заверил, что в ближайшее время будет внедрена надежная
система радарного наблюдения за судоходством в проливах Босфор и Дарданеллы,
усовершенствована система связи. В связи с введением в действие радарной
системы в этом году может быть введен дополнительный денежный сбор.

"Правила 1994 г., - утверждает Оскан, - имеют целью защитить население
Стамбула. Они не носят политического характера и не нарушают Конвенцию
о режиме проливов 1936 г., как пытаются уверить нас некоторые. Это утверждает,
например, Россия, заявляющая, что Турция пытается таким образом вынудить
ее построить нефтепровод из Баку к нефтетррминалу в Джейхане в южной части
Турции. Этот нефтепровод длиной 1650 км, сооружение которого было предложено
Турцией еще в 1993 г., перекачивал бы 45 млн.т нефти с Каспия и Тенгиза
на рынки западных стран. А ныне сложилась такая ситуация , что даже перевозка
по Босфору 36,5 млн.т нефти танкерами дедвейтом 150 тыс.т потребует прекращения
навигационного цикла по проливу на 8 часов ежедневно".

.Настойчивость Турции вполне объяснима. С вводом в строй предлагаемого
ею нефтепровода она станет получать солидный куш от его эксплуатации, кроме
того, это усилит позиции этой страны и стоящих за ее спиной натовских держав
в Центральной Азии и ослабит политические и экономические позиции России
в этом регионе.

(По материалам газеты "Ллойдз лист")