- Transport on Line - hiltunen.htm

Бухта Золотой Рог - одна из крупнейших гаваней мира. Она изначально
служила пристанищем русских кораблей - первооткрывателей, исследователей
южного Приморья, закреплявших его земли и воды за Государством Российским.

С годами Золотой Рог превратился в главный порт России на Великом океане
- морские сообщения связали Большую землю с отдаленными районами Дальнего
Востока и зарубежными странами. Тем временем на склонах поросших лесом
семи холмов, возвышающихся над бухтой, вырос один из самых колоритных городов
нашего Отечества - Владивосток.

Первоначально он обозначался словом "порт". "Именно так,
- пишет известный исследователь А.Алексеев, - моряки иногда называли хорошую
бухту, словно бы самой природой приготовленную к тому, чтобы в ней был
устроен порт".

...Наступила вторая половина XIX века. Помня наказы Петра 1, российские
моряки продолжали походы на Великом океане, Уже развевались государственные
флаги России над Охотском, Петропавловском, Ситкой, Николаевском-на-Амуре.

15 мая 1858 г. между Россией и Китаем был подписан Айгунский договор,
по которому Амурский край признавался русским владением. 1 июня было достигнуто
соглашение о проведении границ от Уссури до морских портов.

В июне 1859 г. граф Н.Муравьев- Амурский, генерал-губернатор Восточной
Сибири, в составе которой в то время числился Уссурийский край, обходил
его на корвете "Америка" во главе отряда кораблей, осматривая
морское побережье. За кормой остались только что открытые и названные залив
Америка (в настоящее время Находка) и бухта Находка.

Вскоре корвет вошел в новый, еще более обширный залив с обилием мысов,
островов и бухт. Особое внимание Муравьева-Амурского привлекла имевшая
вид рога огромная глубоководная бухта с поросшими густым строевым лесом
высокими берегами, удобными для устройства пристаней и складов.

Своими прекрасными качествами бухта поразила генерал-губернатора, и
он воскликнул: "Великолепный порт! Отсюда и владеть Востоком! Напрашивается
и название этого порта - Владей... Владивосток". Обратив свой взор
на серебрившиеся на солнце воды залива, Муравьев- Амурский произнес: "...
Носить этому воистину государственному заливу имя императора Петра Великого".

15 ноября 1859 г. Муравьев-Амурский подписал приказ об основании Владивостока
- военного поста на Великом океане.

Согласно этому приказу 20 июня (по старому стилю) 1860 г. в бухту прибыл
снаряженный в Николаевске-на-Амуре транспорт "Маньчжур" (он изображен
на 3-й странице обложки). На северном берегу бухты (примерно в середине
нынешней Корабельной набережной) с корабля высадились 6 офицеров и 51 солдат
4-го линейного батальона Восточной Сибири. Они и основали пост.

6 августа во Владивосток пришел корвет "Гридень" под командованием
лейтенанта Эгершельда. Штурман Чуркин произвел промеры и опись бухты. Бухту
назвали Золотым Рогом, а пролив -

Босфором Восточным. Двум мысам были даны имена Эгершельда и Чуркина.

В конце года вошла в строй первая пристань, сооруженная моряками корвета
и основателями поста. Со временем городские власти стали встречать здесь
самых именитых гостей, среди которых был и наследник российского престола,
посетивший Владивосток в 1891 г. До революции эта пристань называлась Адмиральской,
а затем была переименована в Комсомольскую. В наши дни здесь располагается
пассажирский район местных линий АО "Владивостокский морской торговый
порт".

2 ноября 1860 г. подписывается Пекинский трактат, который не только
подтвердил силу Айгунского договора, но и указал государственную границу
на всем протяжении смежных китайских и русских владений, закрепил за Россией
весь Уссурийский край с заливом Петра Великого до границы Кореи.

... Заселялся Уссурийский край. Прослышав о многообещавшем Приморье
и льготах, предоставляемых переселенцам, трудовой люд, купцы, предприниматели,
искатели легкой наживы потянулись к новым землям.

Все чаще заходили в бухту Золотой Рог суда.

Первоначально это были корветы, клиперы, транспорты Сибирской флотилии,
доставлявшие для поста строительные материалы, продовольствие, вооружение.
Затем во Владивосток стали приходить российские и иностранные частные коммерческие
суда. Пост постепенно начинал обрастать будущим городом-портом.

В 1862 г. в правительственных распоряжениях Владивосток стал именоваться
портом и был объявлен "порто-франко". А губернатор недавно образованной
Приморской области контр-адмирал П.Казакевич, посетив Владивосток и осмотрев
начинавшую новую жизнь бухту Золотой Рог, пророчески заявил: "...
Пост этот должен со временем сделаться важным морским торговым портом".

Однако не все соглашались с прогнозом губернатора.

Слишком богата была береговая линия южной части Приморья отличными гаванями,
чтобы без сомнения отдать предпочтение той или иной. Выбор места для коммерческого
порта осложнялся необходимостью одновременного определения пункта базирования
Сибирской флотилии. При этом морские военные авторитеты категорически возражали
против размещения военного и коммерческого портов в одной бухте, считая
это неудобным и недопустимым.

Начались горячие споры, переросшие в многолетнюю дискуссию, в которой
участвовали Министерство путей сообщения, в ведении которого находились
порты, Морское министерство, видные ученые, государственные и общественные
деятели, органы печати, члены правительства и высочайшие особы России:
Александр II, Александр III и Николай II. К берегам Золотого Рога направлялись
комиссии...

Тем временем в бухте Золотой Рог возникало частновладельческое местное
судоходство. В 1865 г. во Владивостоке были построены первые небольшие
суда - парусная двухмачтовая шхуна "Эмилия", боты "Суйфун"
и "Трепанг", начало работать небольшое "механическое заведение"
и литейные мастерские для ремонта мелких плавсредств. Берега бухты становятся
пристанищем гребных и парусных судов, доставлявших во Владивосток "продукты
местного значения". Множится припортовый флот, обеспечивавший рейдовую
обработку судов.

В феврале 1871 г. с одобрения Александра II правительство приняло решение
о переносе главного порта Сибирской флотилии из Николаевска-на-Амуре во
Владивосток.

В следующем году Владивосток стал основным пунктом базирования флотилии.

В 1878 г. учреждается крупнейшее пароходное общество России "Добровольный
флот", которое становится основным судоходным предприятием, обеспечивающим
внутренние и внешние морские транспортные связи российского Дальнего Востока.
Курсы первых же судов добро-флотцев прокладываются к берегам Приморья.

В июле 1879 г. во Владивостоке появляется пароход Добровольного флота
"Нижний Новгород", выполнявший пробный рейс с Черного моря на
Сахалин. В материалах Владивостокского Биржевого комитета за 1907 г. подчеркивалось,
что "с этого момента следует смотреть на Владивосток как на порт".

Однако дело созидания Владивостокского морского торгового порта, которому
П.Казакевич предсказал большое будущее, продолжало продвигаться медленно
и трудно.

... А пока что 12 апреля (24 по новому стилю) 1880 г. владивостокцы
торжественно встречали второй корабль Добровольного флота. На бортах парохода
золотилось выведенное вязью название - "Москва". Трюмы судна
были наполнены генеральными грузами 14 московских и одесских торговых фирм.
В каютах с удобствами располагались первые пассажиры. Этим рейсом было
открыто "правильное (регулярное - В.Б.) товаро- пассажирское сообщение"
между портами европейской России и Великого океана.

Прибывший на корабле представитель Общества заложил основы базирования

Добровольного флота во Владивостоке: было открыто агентство, построены
пакгаузы в бухте Диомид, со временем - пристань в бухте Золотой Рог в районе
ныне существующих причалов Владивостокского судоремонтного завода.

Начинался новый период в жизни Владивостока. 28 апреля (10 мая) 1880
г. Владивосток возводится "в степень города".

В заключении сенатской комиссии по этому поводу отмечалось, что Владивосток
представляет собой особую административную единицу с отдельным управлением,
обращалось внимание на значение города как главного порта на тихоокеанском
побережье. Не случайно на серебряном щите герба Владивостока, присвоенном
ему в 1883 г., рядом с уссурийским тигром присутствовало изображение двух
"накрест положенных" золотых якорей.

Шло время. Вслед за "Москвой" бухту Золотой Рог огласили корабельные
гудки "Владивостока", специально построенного в Англии судна
для доставки грузов из Владивостока в мелководное устье Амура, затем -
"Петербурга", "России", "Нижнего Новгорода",
прибывшего вторым рейсом...

Параллельными курсами с судами Добровольного флота совершали рейсы к
берегам Приморья пароходы Русского общества пароходства и торговли, акционерного
общества "Русское Восточно-Азиатское пароходство", Русско-Балтийского
общества пароходства.

Частыми гостями были в бухте Золотой Рог суда Англии, Германии, Норвегии,
Японии. Пароходы местных судовладельцев (в частности, купца Шевелева) выполняли
пассажирские и грузовые перевозки на линиях, связывавших Владивосток с
Николаевском-на-Амуре, Дуэ, Корсаковом, Нагасаки и Шанхаем.

Рос судо- и грузооборот порта. Так, только доставка во Владивосток грузов
морем за период 1880-1890 гг. увеличилась с 240 тыс. до 4,1 млн. пудов,
т.е. возросла более чем в 17 раз.

Появились новые пристани. К участку Добровольного флота присоединился
со своими судами Шевелев. Поблизости от него обустроились Морское министерство
и Японская пароходная компания. Рядом с центральной частью главной улицы
- Светланской, опоясывавшей северозападный берег бухты Золотой Рог, в 1878
г. была сооружена "главная деревянная пристань", которая в дальнейшем
перестраивалась и удлинялась. Вдоль причалов выросло семь пакгаузов.

Несколько опережала главную Шлюпочная пристань, где швартовались небольшие
гребные и парусные суда.

Однако этого было недостаточно. Выручала обширная акватория Золотого
Рога. Здесь судам всегда хватало места.

На рейде тысячи рабочих, используя примитивный инвентарь (крюки, подкладки,
стропы, спуски) и небольшие 10-тонные баржи "магоны", разгружали
и загружали, казалось, бесконечные пароходы. Тратились огромные средства.

А на берегу планомерно застраивался город. Вековые деревья и тигровые
тропы уступали место жилым домам, административным зданиям, торговым рядам.
Частные постройки грудились на западной стороне Золотого Рога, разрастаясь
к югу и северо-западу.

В 1886 г. Владивосток становится центром Приморской области с населением
10 тыс. человек. К этому времени в городе работало 11 заводов и фабрик,
28 мастерских, 104 торгово-промышленных заведения, 41 гостиница и один
трактир, появилось 4 десятка извозчиков.

Наступает последнее десятилетие XIX века. 19 мая 1891 г. во Владивостоке
наследник-цесаревич (с 1894 г. император Николай II) закладывает первый
камень Великого сибирского пути. Начинается строительство восточного участка
Уссурийской железной дороги. Конечную станцию строят поблизости от причалов.
Вскоре ожидался большой поток транзитных грузов во Владивосток.

Вновь встает вопрос о строительстве коммерческого порта. Министерство
путей сообщения проявляет оперативность: выделяется место на западном берегу
бухты Золотой Рог от мыса Эгершельд по линии существующих в настоящее время
причалов, отпускаются средства для проведения изысканий и составления проекта.
Дело, казалось, принимает желательный оборот.

Но не тут-то было. Против строительства коммерческого порта в бухте
Золотой Рог высказалась образованная весной 1894 г. комиссия Морского министерства,
выступающая за строительство такого порта во "внешних бухтах",
близких к Владивостоку. Аналогичного мнения придерживался и генерал-губернатор
Приамурского края Духовский.

Дальнейшее рассмотрение этого вопроса было поручено высочайше учрежденной
в 1895 г. комиссии для исследования на месте дел по сооружению сибирской
железной дороги, которую возглавил генерал-лейтенант Н.Петров. Комиссия
пришла к выводу, что "наилучшим разрешением вопроса было бы сооружение
торговой гавани в одной из бухт, находящихся под защитой Владивостокской
крепости, и... в этом отношении преимущественное внимание обращает на себя
бухта Золотой Рог". Комиссия высказалась также за существование в
этой бухте и военного порта. Возможность нахождения здесь обоих портов
признал и управляющий Морским министерством генерал-адъютант Чихачев.

Наконец, 10 мая 1896 г. Николай II утвердил Положение о строительстве
порта, в котором говорилось: "Коммерческий порт строить в бухте Золотой
Рог от места, занимаемого базарной площадью, к югу, к мысу Эгершельд, с
сохранением за Добровольным флотом его береговой полосы" и, кроме
того, "оставить береговую полосу бухты Золотой Рог, прилегающую к
базарной площади, протяжением в 200 сажен в распоряжении города Владивостока
для потребностей мелкого каботажного судоходства".

На отведенном для коммерческого порта участке берега было признано необходимым
устроить оборудованную набережную для судов с осадкой не менее 26 футов
и длиной 220 сажен.

Летом 1896 г. министр путей сообщения командирует во Владивосток инженера
В.Сахарова, предписав ему немедленно составить на месте полный проект набережной
и для ускорения дела, не ожидая окончательно утвержденного проекта, приступить
к производству предварительных работ с таким расчетом, чтобы набережная
была готова к весне 1898 г.

В декабре 1896 г. Сахаровым был составлен проект и отправлен в Петербург.
Как видно из его сообщения, сделанного Владивостокскому отделению императорского
технического общества 18 апреля 1898 г., "проект этот через год после
отправления был рассмотрен в Комитете Сибирской железной дороги и 23 декабря
1897 года удостоился высочайшего утверждения, причем окончательная стоимость
набережной была определена в сумме 1.327.000 рублей". И в тот же день
"... государь император высочайше повелеть соизволил министру путей
сообщения разработать вопрос об организации портового правления в г.Владивостоке".

Тем временем началась приписка судов к порту, проводились изыскательские
и строительные работы.

Специалистов и рабочих не хватало. Администрация порта выписывала мастеровых
из центральной России и доставляла их на судах Добровольного флота. Принимались
меры и на месте.

27 сентября 1897 г. на каменную подсыпку стенки набережной, которая,
как и порт, именовалась Коммерческой, легли первые двухтысячепудовые бутовые
массивы. По соседству строились жилые дома, складские помещения, прокладывались
дороги.

Параллельно казенному строительству в это же время у мыса Эгершельд
велись работы по сооружению двух причалов (длиной 136 и 160м) Общества
Китайской Восточной железной дороги (КВЖД), ставившего своей задачей кратчайшим
путем соединить Сибирскую магистраль с Владивостоком.

12 июня 1898 г. высочайшим повелением Обществу было дано право содержания
океанского пароходного предприятия.

Возникло Морское пароходство КВЖД, на которое была возложена организация
морских сообщений между портами русского Дальнего Востока и Китая, Кореи,
Японии, а в перспективе - с портами Европы и Америки, с обеспечением продолжения
Сибирского пути с помощью судов и портов стран Тихого океана.

29 апреля 1898 г. в соответствии с ранее данным царским указанием был
образован временный комитет по управлению Владивостокским коммерческим
портом. А с окончанием строительства основных портовых сооружений осенью
1899 г. порт поступает в распоряжение портового присутствия, состоявшего
из представителей отдельных ведомств, городского управления и купечества
под председательством губернатора или градоначальника.

Вскоре начинается государственное реформирование портового управления,
вводится должность начальника порта с возложением на него обязанностей
председателя присутствия по портовым делам.

В 1903 г. заканчивается строительство КВЖД.

Увеличивается поток грузов. Порт приобретает общегосударственное и международное
значение. Его грузооборот растет. Некоторый спад происходит во время русско-японской
войны 1904-1905 гг., когда Владивостоку пришлось испытать устрашающую бомбардировку
японской эскадры.

По окончании войны порт продолжает интенсивно работать и благоустраиваться.
Уничтожается чересполосица владений, готовится фронт работ по развитию
портовых сооружений и железнодорожных путей, расширению складских помещений.

Заботило власти освещение порта, осуществлявшееся газовыми фонарями.
Поговаривали об электричестве.

Как главный порт России Владивосток постоянно находился в поле зрения
правительства и государя. В феврале 1909 г. правительство утвердило новые
"Правила о порядке заведования Владивостокским

У причалов морского торгового порта торговым портом". С этого момента
порт стал называться не коммерческим, а торговым.

В апреле того же года на докладе министра финансов о его поездке на
Дальний Восток Николай II начертал: "Нужно все сделать, чтобы Владивостокский
порт стал благоустроенным портом". Затем эта резолюция императора
воспроизводилась на титульных листах годовых отчетов порта и действовала
безотказно.

Развивалась экономика тяготевших к Владивостокскому порту районов: Приморской
области, Восточной Маньчжурии и Восточной Сибири. Стабильно рос экспорт,
преимущественно Маньчжурский, и импорт, главным образом предназначенный
для русских областей. Потребовалось расширение порта.

Составляется проект. 12 июля 1913 г. высочайше утверждается одобренный
Государственной Думой закон "Об определении стоимости работ по расширению
и улучшению Владивостокского порта и об отпуске из Государственного казначейства
средств на производство означенных работ",

4 марта 1914 г. управление порта переехало в новое, специально построенное
для него пятиэтажное каменное здание. Многое было сделано и в минувшую
навигацию. "Открыто действие" двух маяков: Брюсовского и Токаревского.

Прибыл построенный в Шанхае по заказу управления порта ледокольно-буксирный
катер "Славянка". Несмотря на свои небольшие размеры и мощность,
он весьма успешно помогал ледоколу-ветерану "Надежный", боровшемуся
со льдом с 1897 г. Было закончено устройство Нижней и Верхней портовых
дорог. Введена в эксплуатацию собственная электростанция.

Грузооборот порта достиг небывалой величины 83,2 млн.пудов.

...Заканчивалось лето 1914 г. Все реже приходили во Владивосток германские
суда. Их место у причалов занимали пароходы под английским флагом. В Европе
полыхало пламя войны. 1 августа вступает в войну Россия. Деятельность Владивостокского
порта стала иной, чем в предшествующие годы. Необходимы были экстренные
меры по увеличению пропускной способности порта, ориентированной на военное
время. Переделывается первоначальный проект. Увеличиваются земли торгового
порта на полуострове Шкота, в бухтах Диомид и Улисс, на мысе Чуркин. У
города приобретается участок между Коммерческой набережной и Адмиралтейским
садом.

Строятся пристани в Амурском заливе. Работы по переустройству порта
велись постоянно, с начала 1915 г. по конец 1917 г.

Шло время. Владивосток становится одним из главных портов страны. В
годы Советской власти он превратился в единый мощный механизированный транспортный
центр, составной частью которого стали бывшие причалы Шевелева, Добровольного
флота, КВЖД и Коммерческая набережная, где в 1965 г. рядом с железнодорожным
построен морской вокзал, органически вписавшийся в центральную часть города'
и ставший его "визитной карточкой".

Владивостокский порт не раз выручал страну в самые трудные периоды.
Особенно возросло его значение в годы Великой Отечественной войны, когда
на плечи причалов Золотого Рога, как и в первую мировую, лег мощнейший
поток жизненно необходимых для страны грузов. Здесь шла необъявленная война,
для многих судов эти причалы стали последними.

И в послевоенное время владивостокские портовики показывали образцы
трудовой смекалки и высокой исполнительности. За выдающиеся успехи в обеспечении
перегрузки народнохозяйственных и внешнеторговых грузов порт в 1984 г.
был награжден орденом Ленина.

Сегодня вековой порт России живет новой жизнью. Многие годы закрытый
для посещения иностранных судов, порт 30 сентября 1991 г. Указом Президента
РСФСР был открыт, широко распахнув двери гостям из-за рубежа, и вскоре
стал акционерным обществом. К его многочисленным высокомеханизированным
причалам швартуются новейшие грузовые и пассажирские суда под флагами разных
стран.

Рядом с ним успешно работают созданные в наше время его спутники - Находкинский
и Восточный порты, первозданные берега которых открывал в середине минувшего
века генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев-Амурский
на корвете "Америка".