- Transport on Line -

Б.А.Носов, доктор экономических наук, зам. директора Союзморниипроекта;
Н.В.Куликов, президент Компании "Лукойл-Арктик-Танкер".

До настоящего времени в мире основным горючим материалом остаются нефть
и нефтепродукты. Только транспорт, использующий двигатели внутреннего сгорания,
а это более 400 млн. автомобилей, 70 тыс. судов, не считая авиации, сельхозмашин
и военной техники, потребляет более 60% всех производимых нефтепродуктов.

Места добычи нефти находятся, в основном, на значительном удалении от
мест ее потребления, причем зачастую они разделены большими водными пространствами,
поэтому нефть и нефтепродукты являются одним из основных грузов для перевозки
морем. Доля нефтегрузов составляет примерно 38% объема всех перевозимых
морем грузов, а в количественном выражении это в 1996 г. составило около
1,4 млрд. т, согласно прогнозу, к 2000 г. этот объем увеличится до 1,53
млрд. т.

В 1996 г. в России было добыто нефти примерно 300 млн. т, ранее в СССР
- 600 млн. т (максимум был достигнут в 1988 г. - 624 млн. т).

В последние годы в России наблюдается устойчивая тенденция снижения
добычи нефти. Это обуславливается следующими причинами:

- отсутствие инвестиций на разведку новых месторождений и их освоение,
на применение новых технологий;

- увеличение себестоимости добываемой нефти (с 1965 г. увеличилась более
чем в 5 раз), что связано со смещением добычи нефти в северные и арктические
районы с более тяжелыми климатическими условиями, необходимостью увеличения
расходов на охрану окружающей среды, увеличением глубины бурения;

- рост стоимости транспортировки нефти, так как продвижение мест добычи
на север не только удорожает ее добычу, но и удорожает доставку ее к местам
переработки или продажи.

Внешняя торговля России базируется на экспорте энергоносителей, которые
составляют более 65% всех экспортируемых грузов, из них более 45% - это
нефть и нефтепродукты. После распада СССР основные месторождения нефти
остались в России и она приняла на себя основные обязательства по поставкам
нефти и нефтепродуктов на экспорт. В 1996 г. экспорт нефти и нефтепродуктов
составил примерно 100 млн. т и практически остался на том же уровне, что
и в бывшем СССР.

Транспортировка нефти и нефтепродуктов на экспорт осуществляется преимущественно
двумя видами транспорта: трубопроводным и морским. Трубопроводным транспортом
нефть поставляется в страны Европы. На территории России нефтепровод заканчивается
на станции Унеча, далее он идет на Ново-Полоцк (Белоруссия) и здесь разветвляется
на две нитки. Одна идет на порт Вентспилс (Латвия), другая - на Мозырь
и далее через Украину в Чехию, Словакию, Венгрию, Польшу, Германию и другие
страны. В некоторые страны Западной Европы и страны, расположенные в других
частях мира, транспортировка нефти и нефтепродуктов производится морским
транспортом через морские нефтеперевалочные комплексы. С распадом социалистической
системы объемы транспортировки нефти трубопроводным транспортом в страны
Европы стали сокращаться, в то время как роль морского транспорта возрастает.
Сегодня большинство проектов по увеличению добычи нефти и ее экспорту связано
с морским транспортом.

Необходимо отметить, что значительные валютные поступления Россия получает
не только от продажи самих нефтегрузов, но и от их транспортировки морским
транспортом. Процесс транспортировки нефтегрузов морским транспортом состоит
из двух составляющих:

- перевалка с берега на специализированные морские суда;

- перевозка специализированными морскими судами.

Перевалка нефтегрузов на специализированные морские суда производится
на морских нефтеперевалочных комплексах и припортовых нефтяных терминалах.
В России морские нефтеперевалочные комплексы и припортовые нефтяные терминалы
имеются во всех морских бассейнах (Азово-Черноморский, Балтийский, Северный,
Дальневосточный), однако они существенно отличаются по своим мощностям,
технической оснащенности, наличию подходов к ним магистральных нефтепроводов.

Объемы перевалки нефтегрузов в морских портах России за 1996 г.

Наименование Объемы бассейнов, нефтегрузов, портов млн. т Азово-Черноморский
бассейн Новороссийск 35,2 Туапсе 10,5 Кавказ 0,4 Итого: 46,1 Балтийский
бассейн Санкт-Петербург 3,7 Калининград 0,8 Итого: 4,5 Северный бассейн
Архангельск 0,4 Мурманск 0,2 Итого: 0,6 Дальневосточный бассейн Владивосток
0,6 Находка 3,0 Ванино 1,3 Прочие 0,6 Итого: 5,5 Итого по портам России
56,7

Грузооборот всех портов России по нефтегрузам составил в 1996 г. 56,7
млн. т (см. табл.). Из них примерно 50 млн. т - экспорт нефти и нефтепродуктов,
а 6,7 млн. т приходится на каботажные перевозки, включая завоз грузов в
районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним, а также на бункеровку
судов. Основные нефтеперевалочные комплексы находятся в Азово-Черноморском
бассейне. Они расположены в портах Новороссийск и Туапсе и связаны трубопроводами
с местами добычи нефти. Самым крупным в России является морской нефтеперевалочный
комплекс в порту Новороссийск. Он может принимать и обрабатывать специализированные
суда-танкеры грузоподъемностью до 250 тыс. т и обеспечивать скорость погрузки
нефти до 15 тыс. т в час, но такой современный причал всего лишь один.
Большинство причалов комплекса приспособлено к приему и обработке сравнительно
небольших танкеров грузоподъемностью до 45 тыс. т. Грузооборот комплекса
в 1996 г. достиг 35,2 млн. т и, по существу, является максимальным. Из
35,2 млн. т более 34 млн. т составляет нефть для поставки на экспорт.

Анализ состояния технической базы комплекса показывает, что она нуждается
в реконструкции и модернизации. К настоящему времени разработано и утверждено
технико-экономическое обоснование (ТЭО) на дооборудование глубоководного
причала №1А. Реконструкция этого причала позволит принимать на нем к обработке
танкеры грузоподъемностью до 80 тыс. т. В связи с освоением новых месторождений
нефти в Казахстане, Азербайджане и Чечне и ограниченными возможностями
морского нефтеперевалочного комплекса в порту Новороссийск, рассматривается
и прорабатывается вопрос о строительстве в районе Новороссийска принципиально
нового морского нефтеперевалочного комплекса - терминала нефтеэкспортной
системы Каспийского трубопроводного консорциума, который включает три причальные
устройства, вынесенные на 5 км в море и соединенные с трубопроводами. Предусматривается,
что грузооборот этого комплекса в перспективе составит 67 млн. т нефти,
поставляемой на экспорт. Морской нефтеперевалочный комплекс в порту Туапсе
может принимать танкеры грузоподъемностью до 45 тыс. т. В 1996 г. грузооборот
комплекса по нефтегрузам составил 10,5 млн. т, в основном это нефть и нефтепродукты
туапсинского нефтеперерабатывающего завода, поставляемые на экспорт. Достигнутый
в 1996 г. грузооборот является максимальным.

В Балтийском бассейне после распада СССР Россия не имеет морских нефтеперевалочных
комплексов, так как расположенный в порту Вентспилс отошел к Латвии. Он
соединен трубопроводом с местами добычи нефти и через него идет на экспорт
примерно 25 млн. т нефти в год. В портах Санкт-Петербург и Калининград
имеются припортовые нефтяные терминалы; они не соединены с магистральными
нефтепроводами; нефть и нефтепродукты на них поступают железнодорожным
транспортом или морем. Эти терминалы в основном используются для обеспечения
каботажных перевозок (снабжение промышленных предприятий и населенных пунктов,
расположенных на морском побережье) и бункеровки судов. В настоящее время
рассматривается вопрос о строительстве морских нефтеперевалочных комплексов
в бухте Батарейная (нефтепродукты) и Приморске (нефть) с подведением к
нему магистрального нефтепровода из Кириши.

В Северном бассейне в портах Архангельск и Мурманск имеются небольшие
морские нефтеперевалочные комплексы, их грзуооборот составил за 1996 г.
всего 0,6 млн. т. Эти комплексы используются для завоза нефтегрузов в районы
Западной Арктики и обеспечения каботажных перевозок.

В дальневосточном бассейне в порту Находка имеется современный морской
нефтеперевалочный комплекс, на который нефть и нефтепродукты поступают
железнодорожным транспортом. Грузооборот комплекса за 1996 г. составил
3 млн. т, это в основном экспорт нефтегрузов. Остальные припортовые нефтяные
терминалы, расположенные в портах Владивосток, Ванино и др., используются
для завоза нефтегрузов в районы Крайнего Севера (Восточная Арктика) и местности,
приравненные к ним, а также для обеспечения каботажных перевозок и бункеровки
судов. В перспективе, в связи с открытием и освоением месторождений нефти
на острове Сахалин, рассматривается вопрос о строительстве в этом районе
новых морских нефтеперевалочных комплексов, через которые могло бы осуществляться
снабжение нефтью и нефтепродуктами районов Дальнего Востока и Крайнего
Севера (Восточная Арктика).

Анализ технического состояния морских нефтеперевалочных комплексов России
показывает, что многие из них нуждаются в реконструкции и модернизации.
Для увеличения экспорта нефти и нефтепродуктов через морские нефтеперевалочные
комплексы России необходимы новые современные комплексы: один в Азово-Черноморском
бассейне в районе Новороссийска, два - в Балтийском бассейне в Ленинградской
области.

Перевозка нефти и нефтепродуктов морем производится специализированным
танкерным флотом. Продолжающийся процесс углубленной специализации разделил
танкерный флот на продуктовозы и три категории нефтевозов:

грузоподъемностью до 80 тыс. т, от 80 до 120 тыс. т, свыше 120 тыс.
т. К особой категории относятся танкеры грузоподъемностью более 250 тыс.
т. Именно для такой классификации рассчитываются базисные ставки по направлениям
перевозок и производится котировка тоннажа при фрахтовании. В мире танкерный
флот разделился на два вида:

- принадлежащий нефтяным компаниям;

- принадлежащий независимым судовладельцам.

Количество танкерного флота, принадлежащего нефтяным компаниям, постоянно
увеличивается. Крупнейшими владельцами танкерного флота являются нефтесиндикаты:
"Шелл", "Стандарт", "Бритиш Петролеум", "Галф"
и др.

Российские нефтяные компании своего танкерного флота не имеют. Танкерный
флот России, включая комбинированный флот (флот приспособленный как для
перевозки нефтегрузов, так и навалочных грузов), сосредоточен в двух судоходных
компаниях - акционерных обществах: АО "Новороссийское морское пароходство"
и АО "Приморское морское пароходство". Общий дедвейт танкерного
флота России, включая комбинированный флот, составляет примерно 4,1 млн.
т (99 ед.). АО "Новороссийское морское пароходство" преимущественно
специализируется на перевозках нефти, и в его составе находится весь крупнотоннажный
флот (суда типа "Крым" грузоподъемностью до 150 тыс. т, "Победа"
грузоподъемностью до 68 тыс. т, ОБО "Маршалл" и др.). Более 70%
танкерного флота России по дедвейту сосредоточено в АО "Новороссийское
морское пароходство". АО "Приморское морское пароходство"
имеет небольшие танкеры грузоподъемностью до 20 тыс. т, а также продуктовозы
для перевозок нефтегрузов в районы Крайнего Севера и местности, приравненные
к ним. Объемы перевозок нефти и нефтепродуктов танкерным флотом России,
включая комбинированный флот, в среднем за год примерно составляют 26-27
млн. т, из них: 6-7 млн. т - экспорт, 1 млн. т - каботаж (включая завоз
нефтегрузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), 18-
19 млн. т - грузы иностранных фрахтователей. Необходимо отметить, что танкерный
флот России является физически и морально устаревшим: средний возраст танкерного
флота - 14 лет, средний возраст комбинированного флота - 16 лет. В составе
танкерного флота России практически отсутствуют современные суда.

Особо следует остановиться на проблеме завоза нефтепродуктов в районы
Крайнего Севера и обеспечения в будущем перевозок нефти с новых месторождений
на Крайнем Севере (Тимано-Печерское и др.). В СССР нефтегрузы в районы
Западной Арктики завозились танкерным флотом Латвийского пароходства. После
распада СССР танкерный флот этого пароходства привлекался к этим перевозкам,
но уже на конкурентной основе. Принимая во внимание значительные затраты
России в валюте на осуществление этих перевозок, особые климатические условия
и жесткие требования к экологии, интересы России в этом районе, было решено
создать отечественную судоходную компанию на коммерческой основе для осуществления
этих перевозок, которая могла бы привлекать к участию в перевозках тоннаж
любых государств исключительно на конкурентной основе, что должно, в свою
очередь, способствовать их удешевлению и улучшению качества. В 1995 г.
такая компания была создана - "Лукойл-Арктик-Танкер" (ЛАТ). Ее
учредителями стали нефтяная компания "Лукойл" и АО "Мурманское
морское пароходство". В мае 1996 г. правительство Российской Федерации
подписало распоряжение о привлечении кредита банков Германии на сумму 120
млн. немецких марок для закупки АО "Лукойл-Арктик-Танкер" двух
современных танкеров ледового класса в целях обеспечения нефтепродуктами
районов Крайнего Севера и Дальнего Востока. Сегодня Россия практически
не имеет современных танкеров усиленного ледового класса, способных ходить
Северным морским путем.

Авансовые платежи, погашение основного долга, уплата процентов и комиссий
по привлекаемому кредиту осуществляются за счет собственных средств АО
"Лукойл-Арктик-Танкер". Строительство осуществляется на судоверфи
германской компании "MTW" в г.Висмаре. Первый танкер дедвейтом
16 тыс. т стоимостью свыше 35 млн. долларов США намечается спустить на
воду в декабре 1997 г., второе судно такого же класса будет построено в
марте 1998 г. Одновременно АО "Лукойл-Арктик-Танкер" разместило
заказ на строительство 5 танкеров ледового класса на государственном предприятии
"Адмиралтейские верфи" (г. Санкт-Петербург). В марте 1997 г.
правительство Российской Федерации подписало распоряжение о привлечении
инвестиционного кредита банков Германии в размере до 55 млн. немецких марок
и кредита, предоставленного правительством Норвегии, в размере до 65 млн.
долларов США для финансирования закупки АО "Лукойл-Арктик-Танкер"
судового комплектующего оборудования для строительства указанных пяти танкеров.
Авансовые платежи, погашение основного долга, уплата процентов и комиссий
по привлекаемым кредитам также осуществляются АО "Лукойл-Арктик-Танкер".

Создание АО "Лукойл-Арктик-Танкер" и развернутая им программа
строительства танкерного флота позволит более эффективно и экологически
безопасно решать проблему обеспечения нефтепродуктами районов Крайнего
Севера и Дальнего Востока, а в перспективе и обеспечивать перевозки нефти
с мест ее добычи на Крайнем Севере и Дальнем Востоке.

-- МКТ -- www.transport.ru