Проект Транспортной стратегии РФ до 2030 год необходимо корректировать

По оценкам руководителя Департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимира Савчука, реализация проекта Транспортной стратегии РФ до 2030 года в существующем виде негативно скажется на развитии железнодорожного транспорта и экономики России в целом.

На IX ежегодном международном форуме «Транспортная инфраструктура России» Владимир Савчук выступил с докладом «Состояние и перспективы финансирования проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры».

В начале своего выступления Владимир Савчук поделился результатами проведенного Институтом сравнительного анализа Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 г. № 877-р) и проекта Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года, опубликованного в декабре прошлого года. По подсчетам ИПЕМ, по сравнению со Стратегией развития железнодорожного транспорта в проекте Транспортной стратегии объемы строительства новых грузопассажирских железнодорожных линий снижены в 46 раз (503 км против 23 081 км), а акцент сделан на строительстве высокоскоростных линий и реконструкции существующих путей под скоростное сообщение. Объемы финансирования развития железнодорожного транспорта в Транспортной стратегии возросли в 2,8 раза (в расчетных ценах 2007 и 2011 гг.). Акцент в сфере бюджетного финансирования сделан на строительстве автодорог: на железные дороги предусмотрено 21% финансирования из федерального бюджета (6, 1 трлн рублей из запланированного общего объёма в 29, 6 трлн рублей), а на автомобильные дороги – 96% (32, 4 трлн рублей из федерального и регионального бюджетов).

Как отметил докладчик, в случае отказа от финансирования мероприятий по снятию инфраструктурных ограничений, объем невывоза грузов к 2020 году может составить до 190-200 млн т. По оценке ИПЕМ каждый не вывезенный 1 млн тн грузов в среднем приводит к потере 1 млрд рублей прямых доходов бюджетной системы.

Владимир Савчук резюмировал, что проект Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года не сбалансирован и нуждается в доработке по следующим показателям:

· по видам транспорта (баланс между ж/д и авто, ж/д и портами);

· по источникам финансирования (незначительная доля бюджетных источников);

· по видам сообщения (развитие пассажирского в ущерб грузовому);

· по достаточности пропускной способности сети перспективным потребностям грузовладельцев и пассажиров.

По мнению Владимира Савчука, реализация проекта Транспортной стратегии в его нынешнем виде приведет к существенным проблемам для экономического развития России:

· росту транспортных затрат грузовладельцев;

· инфраструктурным ограничениям экономического роста экономики;

· ухудшению технологической устойчивости работы грузового железнодорожного сообщения;

· существенному росту нагрузки на автомобильную инфраструктуру;

· сокращению инвестиционных программ у клиентов железных дорог.