МОНОПОЛИЯ РАБОТАЕТ ПОД ЗАКАЗ

Победителем первых конкурсов по строительству платных автотрасс может оказаться структура "Газпрома"


Скандалом завершилось оглашение финалистов конкурсов по концессионному строительству участков автодороги Москва-Санкт-Петербург и федеральной автодороги М-1 "Беларусь". Оба конверта с предложениями консорциумов -претендентов на строительство официально должны были вскрыть вчера, но содержание одного из них - в отношении участка новой трассы на Санкт-Петербург - просочилось в СМИ еще во вторник. УК "Лидер" - структура аффилированная с "Газпромом" - имеет все шансы оказаться победителем сразу в обоих тендерах.


"Это был первый реальный конкурс по строительству в России платных участков дорог с правом последующей концессии в рамках государственно-частного партнерства. 16-17 сентября конкурсная комиссия вскрыла конверты с предложениями на право заключения концессий в отношении участка автодороги Москва-Санкт-Петербург (15-58 км) и нового выхода на МКАД федеральной дороги Москва-Минск" , - сообщил вчера на брифинге замминистра транспорта Александр Мишарин, пояснив, что конкурсные предложения на строительство участка платной автодороги Москва-Санкт-Петербург подали два консорциума. Первый из них - ОАО "Столичный тракт" , сформированный российской УК "Лидер" при участии Газпромбанка, "Стройгазконсалтинга" , португальской автодорожной компании Brisa, немецкой Alpine и испанской FCC. Второй - "Северо-западная концессионная компания" , сформированная французской строительной компанией Vinci и компанией Eurovia при поддержке Внешторгбанка. При этом все вышеперечисленные строительные фирмы известны как крупнейшие европейские дорожные компании, которые не только строят, но и эксплуатируют дороги.


Формально вскрытие конвертов означает, что участники тендера подтвердили свои заявки и имеют шансы победить еще через 40 календарных дней - 28 октября, - когда сформированная в Минтрансе специальная комиссия объявит итоги конкурса. Однако в реальности о какой-то альтернативе в выборе победителя можно говорить только применительно к строительству участка платной дороги стоимостью 66 млрд. руб. на Санкт-Петербург, которую подрядчики должны сдать в эксплуатацию черед 2, 5-3 года. Мишарин сообщил, что участники конкурса представили различные параметры по бюджетному финансированию и средневзвешенному тарифу на проезд по платной дороге. В частности, проект "Столичного тракта" предполагает выделение 19, 8 млрд. руб. бюджетных средств при средневзвешенном тарифе 4, 5 руб. за 1 км пути. Тогда как "Северо-западная концессионная компания" при более низком тарифе - 3, 6 руб. за км - рассчитывает на получение из бюджета 23 млрд. руб. Чиновник заверил, что интрига конкурса сохраняется и имя победителя по этому участку пока никому не известно, так как комиссия Минтранса "тщательно взвесит все плюсы и минусы предложений конкурсантов". При этом чиновник не объяснил, почему конверт с именами финалистов оказался вскрыт за сутки до урочного срока.


Со вторым конкурсом ситуация еще более неординарная. Проложенный в обход населенных пунктов участок дороги Ml "Беларусь" станет дублером наиболее загруженного движением участка федеральной дороги Москва-Минск и будет иметь не менее шести полос движения. Но, рассказывая об этом проекте, Мишарин отметил, что конкурсное предложение по нему представил единственный участник - консорциум ОАО "Главная дорога" , сформированный все тем же "Лидером" и его европейскими компаньонами. Он предложил тариф за проезд по участку в размере 4, 2-4, 9 рубля за 1 км пути. А конкурентами собранных "Лидером" фирм на этом участке должен был стать консорциум "Западная дорожная концессия" , основу которого составили итальянские дорожные компании. Однако последний отказался от участия в конкурсе. "Итальянцы, к сожалению, отозвали свою заявку накануне, и у "Лидера" теперь одна интрига: либо он допущен, либо он не выполнил какие-либо условия конкурсной документации, - сказал замминистра. - Но у меня сегодня нет оснований полагать, что он не выполнил каких-то условий".


Представитель пресс-службы "Лидера" Антон Усачев подтвердил, что, когда состоялось вскрытие конверта, заявки "Западной дорожной концессии" там не было, но не смог пояснить, почему конкуренты его компании решили не участвовать в строительстве участка новой дороги на Минск в обход подмосковного Одинцова и теперь ограничатся только борьбой за право возводить дорогу на Санкт-Петербург.


"Хотя довольно странно, что по итогам двух конкурсов победителем может оказаться одна и та же компания, но для России такая ситуация довольно обычна, и я сомневаюсь, что между участниками развернулась настоящая конкуренция" , - отмечает аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Екатерина Кравченко.