НА АВТОТРАССАХ - "ПЕРЕСТРОЙКА И УСКОРЕНИЕ"...

Автомобильные дороги по-прежнему остаются "бичом" России: по оценкам экспертов, потери, обусловленные низкой пропускной способностью наших "транспортных артерий", составляют три процента от ВВП, что в шесть (! ) раз выше, чем в странах Европейского Союза. Таким образом, ускоренное развитие сети автомобильных дорог (а такая цель сейчас поставлена) могло бы способствовать решению самых амбициозных задач в экономике страны. Прежде всего - обеспечить рост грузоперевозок и увеличить "транспортную подвижность" населения России.


Что сулит перспектива такого "ускорения" строителям?


НАГРУЗКА ВСЕ РАСТЕТ...


В настоящее время в РФ существуют дороги трех уровней - федеральные, территориальные и муниципальные. Федеральных дорог в стране - около 50 тысяч километров, территориальных - 550 тысяч км. Именно на эти два вида магистралей приходится основной объем всех грузовых и пассажирских перевозок.


Несколько цифр, характеризующих ситуацию с развитием автомобильного транспорта и сети автомобильных дорог. Если сейчас общий объем грузоперевозок по стране составляет примерно б млрд. тонн в год, то в 2015 году, в соответствии с намеченной программой, предполагается довести этот показатель почти до 12 млрд. тонн (двукратное увеличение). При этом на автомобильный транспорт сегодня приходится 83 процента общего объема перевозок грузов в стране.


Серьезные проблемы возникают из-за диспропорции в развитии парка автомобилей и сети автомобильных дорог. Так, в 2002 году в стране приходилось 145 автомобилей на тысячу жителей. А в 2009 году на тысячу россиян будет уже 229 "железных коней". При этом протяженность автомобильных дорог с 2002 по 2009 год увеличится довольно незначительно - с 588 тысяч километров до 611 тыс. км.


Существующая диспропорция привела к возникновению двух печальных реалий.


Во-первых, оказались перегруженными сети автомобильных дорог вблизи мегаполисов (таких, как Москва и Санкт-Петербург), в результате чего резко упала скорость движения транспорта вблизи этих крупных населенных пунктов. Во-вторых, серьезно ухудшилось состояние покрытия автомобильных дорог (по причине общего увеличения автотранспортных средств и роста транспортных нагрузок).


Особенно сложная ситуация сложилась в Московском транспортном узле, где почти 60 процентов транспортной сети работает в режиме перегрузки. К сожалению, к этому добавляется проблема безопасности транспортного сообщения - в последнее время вновь начала расти "кривая" смертности в результате ДТП. Так, в 2006 и 2007 годах на дорогах гибло примерно по 35 тысяч человек. Количество аварий из-за недостаточно высокого уровня состояния дорог, правда, снизилось на 5 процентов, но это достижение вряд ли способно кого-то утешить...


КАК РАССТАВЛЕНЫ ПРИОРИТЕТЫ?


Естественно, в такой ситуации государство вынуждено предпринимать самые серьезные шаги для того, чтобы изменить положение дел к лучшему. В настоящее время выделено несколько приоритетов в развитии дорожных сетей.


Первый из них - это строительство автомагистралей по ряду основных транспортных направлений.


Вторая часть программы - это ускоренное строительство сельских дорог (большое количество сельских населенных пунктов у нас до сих пор не имеет подъездов с твердым покрытием).


Помимо общего развития сети поставлена и задача повышения технического уровня уже существующих дорог. При этом, как мы уже отмечали, решаются две задачи: удовлетворения потребностей экономики в быстрой доставке грузов и, что не менее важно, обеспечения конституционного права граждан на свободное передвижение по стране.


Какие же объемы дорожных работ выполнены за последние годы? Что предполагается сделать за ближайшие несколько лет?


Начнем с того, что за пять лет, с 2002 по 2007 год, построено и реконструировано 2000 км федеральных и примерно 14 тысяч территориальных дорог. Капитально отремонтировано за этот же период 22 тыс. км федеральных и почти 72 тыс. км территориальных автотрасс.


В настоящее время в дорожностроительной отрасли осуществляется несколько крупных проектов. Так, приближается к завершающей стадии строительство дороги "Чита - Хабаровск" протяженностью 2100 км (закончить ее предполагается в ближайшие два года). Построена большая часть кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга общей протяженностью 180 км. Ведется реконструкция дороги от Москвы на юг, в сторону Воронежа и дальше, к Черному морю. Кроме того, осуществляется - и это уже стало принципиальной технической политикой государства - строительство обходов большого количества крупных городов. В числе последних - Сочи, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Нижний Новгород, Ярославль, Владикавказ, Екатеринбург (всего - порядка 20 крупных населенных пунктов)...


Как сообщил недавно руководитель ФГУП "Росдортехнологии" Николай Быстров, с 2009 года начинается запланированный рост ежегодных объемов дорожных работ.


При этом, помимо общего увеличения объемов средств, выделяемых на дорожные работы, произошли серьезные изменения в нормативной, правовой основе дорожных работ. Впервые в нашей стране, в ноябре прошлого года, был принят Закон об автомобильных дорогах. Этот закон значительно упорядочил вопросы резервирования земель для строительства дорог; использования придорожной полосы; перевозки тяжелых грузов и совершенствования системы оплаты перевозки крупногабаритных грузов. Здесь также нашли отражение проблемы развития концессий в области дорожного строительства; введения механизма оплаты подсоединения к автомобильным дорогам новых различных объектов хозяйственной деятельности; привлечения для строительства дорог финансовых средств организаций, которые заинтересованы в развитии территорий и т.д.


Еще ряд конкретных показателей. За пять лет, с 2010 по 2015 год, в стране планируется построить в общей сложности 64 тысячи км автомобильных дорог общего пользования, включая федеральные и территориальные. К этому же моменту планируется построить порядка 2000 км платных дорог. В результате общая протяженность автомобильных дорог первой и второй технических категорий в стране должна увеличиться на 30 процентов и составит в общей сложности около 40 тысяч км.


Таковы основные цифры и подходы, которые в ближайшее время будут реализовываться в дорожном хозяйстве. Естественно, что подобное значительное увеличение объемов работ потребует применения высокопроизводительной техники. Помимо этого, государство будет и дальше повышать уровень требований к качеству дорожных работ. Такова "предельно жесткая", по оценкам их руководителей, совместная позиция Министерства транспорта РФ и Федерального дорожного агентства (Росавтодор).


По мнению руководителя ФГУП "Рое-технологии" Н. Быстрова, одной из важных задач, которая должна быть в связи с этим решена в ближайшее время, является сотрудничество российских организаций и компаний зарубежных стран в производстве и применении высокопроизводительной дорожной техники. Причем данный вопрос касается не только непосредственно самих дорожных работ (как земляных, так и асфальтобетонных), но и разработки проектной документации и проведения ремонтных работ.


Иными словами, государство, частный бизнес сейчас стоят на пороге очень ответственных решений. Ведь, чтобы поставленные задачи были успешно реализованы, и общество, и сами дорожники должны быть уверены в том, что те решения, которые вырабатываются в настоящее время, являются оптимальными. Это, кстати, одно из весомых оснований для отрасли быть открытой для сотрудничества со всеми, кто занимается вопросами повышения качества и увеличения темпов строительства автодорог.


СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПОМЕНЯЕТСЯ


Речь в существующих на сегодня программах, как заметил читатель, идет о дорогах не только федерального, но и территориального подчинения. Руководитель Российской ассоциации территориальных органов управления автодорог Александр Афанасьев выделяет в связи с этим несколько ключевых вопросов.


Первый из таких вопросов - это решение Правительства РФ о переходе на нормативное обеспечение работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог. Потенциал регионов РФ неравномерен, и посему данный переход, по словам А. Афанасьева, будет ими выполняться не сразу. Поэтому сейчас рассматривается вопрос о выделении территориям средств из федерального бюджета.


Следует подчеркнуть, что речь здесь идет именно о содержании, ремонте и капитальном ремонте дорог. В настоящее время помощь из федерального бюджета выделяется только на проведение строительства и реконструкции автотрасс в регионах.


Второй важный вопрос - степень внимания государства к сельским дорогам. В настоящее время по этому направлению разрабатывается программа, рассчитанная на реализацию в 2010-2015 годах. Программа, повторим, очень серьезная, потому что у нас существует еще много проблем по подъезду к населенным пунктам.


Третий существенный вопрос, по словам руководителя Ассоциации, это задача по организации и частичной реорганизации структуры управления дорожных хозяйств.


Причем процесс сей будет проходить как на уровне РФ, так и на территориальном уровне. Эта реорганизация управленческой структуры направлена на совершенствование системы управления дорожным хозяйством, и в первую очередь на обеспечение открытости средств, финансовых потоков, направляемых в дорожную отрасль, а также на повышение эффективности и качества строительства и содержания автотрасс.


Коренная реорганизация системы управления автомобильными дорогами на федеральном и на региональном уровне, конечно, не может быть каким-то "одномоментным мероприятием". И пока трудно сказать, во что она выльется конкретно. Раньше, например, на самом высоком уровне заявлялось о грядущем создании некоей государственной корпорации по управлению федеральными


(на первом этапе) и территориальными (на втором этапе) автомобильными дорогами.


Комментируя эту ситуацию, руководитель ФГУП "Росдортехнологии" Н. Быстров отмечает, что есть официальное поручение Президента РФ и соответствующее поручение Правительства РФ о подготовке до августа 2008 года предложения о создании новой системы управления дорожным хозяйством. Идет очень серьезная напряженная работа, но предугадать конкретную форму, в которую она выльется в конце лета, он бы сейчас не рискнул. "Одно совершенно очевидно - изменения в сфере управления в отрасли будут самыми принципиальными" (конец цитаты).


Стоит отметить, что определенные разногласия сейчас существуют не только в вопросах управления дорожной отраслью. Далеко не всех дорожников и чиновников, например, устраивает нынешний Закон о торгах, который был принят вроде бы в целях обеспечения свободной конкуренции на рынке. Тот же Н. Быстров считает, что результат тут может быть скорее обратным тому, что задумывался законодателями, ведь (цитирую): "Если существует одинаковый подход к квалифицированному подрядчику и к тому, что только что создан, то это не свободная конкуренция, а возможность нанесения ущерба обществу в целом".


Так или иначе, в дорожной отрасли сегодня накопилось много проблем. "Разгребать" их - дело нелегкое. А уж строить и ремонтировать дороги - тем более...


***


В 2002 году в стране приходилось 145 автомобилей на тысячу жителей. А в 2009 году на тысячу россиян будет уже 229 "железных коней". При этом протяженность автомобильных дорог с 2002 по 2009 год увеличится довольно незначительно - с 588 тысяч километров до 611 тыс. км.


***


Есть официальное поручение Президента РФ и соответствующее поручение Правительства РФ о подготовке до августа 2008 года предложения о создании новой системы управления дорожным хозяйством...


[Графические материалы:


Устройство дорог


Материал доступен в бумажной версии издания]