ОТБРОСИМ КОЛЕСА?

Ведь осенью столица может встать из-за пробок


НА ПРОШЛОЙ неделе городские власти обсудили Концепцию программы развития транспортной системы Москвы до 2015 г. В столице много машин, а дороги на такое количество не были рассчитаны. И с этим пора начать борьбу по всем фронтам.


ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, по городу ездит более 3,3 млн. автомобилей, а через пару лет их число вырастет до 5 млн. Почти ежедневно городские видеокамеры (больше всего их в центре - порядка 85) и детекторные комплексы (ими оснащена МКАД через каждые 1-2 км) фиксируют до 600 км пробок. Паралич наступит осенью, уверяют аналитики.


***


ГОРОД РАЗДЕЛЕН ПОЛОСАМИ ОТЧУЖДЕНИЯ


ПО ДАННЫМ Департамента транспорта и связи Москвы, протяженность столичных улиц и дорог составляет более 4,8 тыс. км. Дефицит же магистралей - 350-400 километров. Главная проблема - город разделен клиньями промзон и полосами отчуждения по сторонам железных дорог. В результате многим водителям приходится ехать через центр, хотя надо-то попасть в соседний район. Итог - дополнительная нагрузка на дороги и еще большие пробки.


Юрий Лужков, анализируя программу развития транспортной системы Москвы на ближайшие годы, предложил разделить проблему на две части. Первая касается дорожного строительства, вторая - разгрузки столицы с помощью, например, стимулирования покупки маленьких машин или пользования общественным транспортом. Что до новых дорог, то городу необходимы дублеры существующих магистралей - и кольцевых и радиальных. К таким проектам относится, например, строительство Четвертого транспортного кольца. По планам проектировщиков, оно протянется на 75 км. (Для сравнения: протяженность Садового - 15 км, Третьего - почти 40 км.) И первые 3,8 км обойдутся городу в 66,63 млрд. рублей. С разделенностью соседних округов и районов будут бороться хордовые трассы (Северная и Южная). Они соединят западные и восточные части города, минуя центр. Пример дублера радиальной трассы - параллельная магистраль Кутузовского проспекта над веткой Киевской железной дороги. Кстати, это лишь первый проект такого рода. Есть планы построить автодороги над всеми путями железной дороги, что удвоит число вылетных магистралей и кардинальным образом изменит ситуацию на дорогах Москвы. Работы должны начаться после 2010 г.


Чтобы все задуманное осуществить, необходимы деньги. В рамках майского Сочинского транспортного форума мэр Москвы договорился с премьер-министром РФ Владимиром Путиным о выделении средств приблизительно в такой пропорции - на каждый рубль из столичного бюджета федеральному неплохо бы дать столько же. И в следующем году Минтранс обещает выделить на развитие дорог в Москве и Московской области 2 трлн. руб.


* 350-400 км магистралей не хватает городу.


***


ВМЕСТО ПЛАТНЫХ ДОРОГ - МАЛЕНЬКИЕ МАШИНКИ


ПЕРЕСАДИТЬ москвичей на малолитражки Юрий Лужков хочет последние лет пять. По его словам, в среднем на одну машину приходится 1,6 пассажира. Но столько людей, едущих в "членовозах", - одна дорожная ситуация, а в "смартах" - другая. И раньше мэр агитировал так: "Говорите всем, что большая машина у вас тоже есть, но дома, в гараже". Теперь покупателям малолитражек (с объемом двигателя до 1,2 л и длиной до 3,5 м) положены топливные карты на сумму 26 тыс. руб. и 50%-ная скидка от стоимости парковки.


Другие разгрузочные меры типа платного въезда в центр, как в Лондоне, или системы четного-нечетного номера, как в Афинах, в Москве внедрены не будут. Мэр Лондона, который стал брать деньги, плохо кончил - остался, по выражению Юрия Лужкова, за бортом политической системы. В греческой же столице уже 25 лет в рабочие дни действует система четного-нечетного номера. Машины, номера которых заканчиваются четным числом, ездят по городу по четным дням, для нечетных номеров - соответствующие числа месяца. Соблюдение правил полиция контролирует визуально, а потому большинство жителей Афин правило не соблюдают. Думать, что москвичи не поступят так же, было бы неправильно. Что собираются попробовать московские власти - так это внедрить на самых загруженных магистралях систему "умных" светофоров, которые переключаются на основании данных видеокамер, установленных на трассе. Европейский опыт свидетельствует, что такое "управление" дорогами позволяет на 15-20% увеличить пропускную способность. Еще будут выделены под общественный транспорт специальные полосы, как в немецких городах, например. Но кто станет контролировать, чтобы автомобилисты двигались только по своим полосам? Если этого не делать, пересаживаться на общественный транспорт не будет смысла: по данным Департамента транспорта и связи, скорость движения автобусов и троллейбусов в часы пик все равно меньше, чем у автомобилей, - 13-17 км/ч и 25 км/ч соответственно. Другое дело - метро, но и оно не рассчитано на имеющийся пассажиропоток, как и улицы - на существующий поток автомобилей.


При всей масштабности Концепции программы развития транспортной системы Москвы на ближайшие годы нельзя не обратить внимания вот на что. Специалисты ведущих транспортных НИИ в один голос заявляют - эффект от реализации будет кратковременным. Как было с МКАД и Третьим транспортным кольцом. Нужные и важные трассы появились слишком поздно, поэтому они лишь сгладили имеющиеся транспортные проблемы. А городу нужны проекты на опережение дорожной ситуации.


***


КСТАТИ


Дороги, которые будут построены


2009 г. - выезд на Звенигородский проспект в районе Сити; реконструкция Дмитровского ш.


2010 г. - дублер Кутузовского проспекта от Минской ул. до Сити; магистраль от Балаклавского проспекта до Каширского ш. ; дорога от МКАД до Кожухова.


2011 г. - участки Четвертого транспортного кольца: ул. Гурьянова - Волгоградский проспект - шоссе Энтузиастов, Дмитровское ш. - Ярославское ш.


2012 г. - участок Четвертого транспортного кольца от Открытого до Ярославского ш.


2013 г. - участок Четвертого транспортного кольца от ш. Энтузиастов до Открытого ш. ; дублер Волгоградского проспекта.