Гаиоз Макиев: «Идеальных дорог в стране нет»

С такими лавинами, как на дороге Баксан Эльбрус, мы справляемся за ночь


Глава управления Кавказских автомобильных дорог Гаиоз Макиев обижается, когда дорожников ругают, планирует установить на Транскаме 100 современных противолавинных галерей и тоннелей и мечтает о том времени, когда люди перестанут относиться друг к другу «несерьезно». Об этом он рассказал в интервью «ЮР».


***


Гофра против лавин


— Сколько дорог находится в ведении управления?


— В оперативном управлении — 2314,5 км автомобильных дорог в семи регионах: Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Ингушетии, Чечне, Дагестане и Калмыкии. В том числе три дороги, входящие в международный транспортный коридор «Север — Юг» на маршруте Мурманск — Петрозаводск — Выборг


— Санкт-Петербург — Москва


— Ростов-на-Дону — Владикавказ и далее по Транскавказской автомобильной дороге через Главный Кавказский хребет по Рокскому перевалу (Транскам) на Южную Осетию, Грузию, Армению, Турцию. Эти три дороги — Транскавказская автомагистраль, Военно-Грузинская дорога и дорога через Дагестан в Азербайджан.


— Кроме обычных дорог в вашем ведении ведь еще и высокогорные трассы...


— Да, это Транскам и дорога Баксан — Эльбрус. На них зимой мы работаем сутками. Постоянные лавины, снег... Особенно за Транскамом надо следить, потому что это кратчайшая дорога из России в Закавказье и единственная дорога для жителей Южной Осетии.


— Про лавины на Транскаме сообщается каждую зиму. Есть какие-то профилактические меры, которые вы применяете?


— В 2002 году была построена противолавинная галерея. В мировой практике никогда раньше при строительстве противолавинных галерей не применялись гофрированные гальванизированные металлические конструкции с глубиной гофра 15 см и радиусом 5,55 м, тем более в горах на высоте около 2 тысяч метров над уровнем моря. По окончании монтажа была произведена обратная засыпка галереи, в результате чего она ушла в «тело горы» и снежные лавины на участке протяженностью 890 м перестали сходить на полотно дороги.


Собираемся построить еще порядка 100 галерей такого типа. Это уже включено в программу развития дорог в нашем регионе.


— Они будут установлены только на Транскаме?


— Да. С такими лавинами, как на дороге Баксан — Эльбрус, мы справляемся за ночь. Они не доставляют больших проблем.


— Сколько стоит одна такая галерея?


— Мы ее построили в 2002 году. По сравнению с традиционной технологией стоимость строительства одного метра галереи снизилась примерно на 35 тысяч рублей, а скорость строительства галереи увеличилась в 3,5 раза. В результате применения современной технологии для федерального бюджета сэкономлено более 18 миллионов рублей.


— А срок эксплуатации «трубы»?


— Производитель дает гарантию до 100 лет.


***


Южные «невидимки»


— Каково физическое состояние ваших дорог и выделяются ли деньги в необходимых объемах на их содержание?


— В своем послании президент РФ сказал, что необходимо развивать транспортную сеть по направлению Москва — Дон. Краснодар получает деньги в рамках проекта по развитию олимпийских объектов и курортной зоны. А от границы Краснодарского края начинаются мои дороги. Сейчас выделяются некоторые средства на ремонт и на завершение уже начатого строительства. И все. При этом ежегодно у нас недоремонта — 300-400 километров.


Сегодня дороги, построенные 20-30 лет назад, не в состоянии выдержать интенсивность транспортного потока. Она ежегодно растет на 20-36%. К примеру, в курортной зоне Кавминвод федеральная трасса имеет всего две полосы. Собираемся расширять ее до шести полос.


— Сколько дорожных программ реализуются сейчас? И сколько еще запланировано?


— Идет выполнение программы до 2010 года. В этом году выделяются два миллиарда рублей. В следующем запланировано освоить шесть миллиардов. Дальше — больше. Я очень надеюсь, что после того, как завершатся работы в Сочи, обратят внимание и на нас.


И тогда наши дороги станут одними из лучших в стране.


— Что сейчас строится?


— У нас в Ставропольском крае идет сейчас строительство подъезда к Ставрополю. Гора, по которой проложен подъезд, «ползет». И соответственно съезжает дорога. Вот и делаем объездную дорогу вокруг этого участка. Семь километров будут вводиться к 2009 году.


Строим объезды вокруг Нальчика и Владикавказа. Последняя — с выходом на Военно-Грузинскую дорогу и далее через Ларе на границу с Грузией. Не будут же люди всегда так несерьезно друг к другу относиться! Наверное, когда-то и туристические маршруты по ней восстановятся. Дорога же строится для того, чтобы люди ездили друг к другу, встречались, и мир был.


Кроме того, будет строиться объезд города Беслан. Вся документация уже утверждена. Скорее всего, этот проект будет включен в программу на ближайшие три года. Сейчас напряженная по интенсивности движения трасса проходит мимо кладбища, которое появилось в городе после теракта 2004 года. Я думаю, что это неправильно.


***


Недостижимый идеал


— Платные дороги. Нужны ли они на Северном Кавказе?В каких местах?


— В разное время разрабатывались бизнес-планы на организацию эксплуатации на платной основе автомобильной дороги М-29 «Кавказ» на участке в обход поселка Иноземцево, автомобильной дороги Минеральные Воды — Кисловодск. Если имеется альтернатива бесплатного проезда, то введение платных автомобильных дорог возможно. Это позволит получать дополнительные средства на содержание этих дорог в хорошем состоянии1.


— Вы обижаетесь, когда люди ругают дорожников? Или уже относитесь к этому философски и просто продолжаете работать?


— Конечно, обижаюсь. А почему я должен философски к этому относиться? Когда в 2002 году было наводнение и поднявшаяся вода смыла кусок Транскама, мы за четыре месяца восстановили движение. И сейчас на всех стройках люди работают не за страх, а за совесть.


— Идеальная дорога — какая она?


— Вот, посмотрите (показывает картинку на мобильном телефоне - «ЮР»).


— Где она находится?


— Нигде. Это я сам нарисовал.


— А вообще есть в стране идеальная дорога?


— Почти нигде нет. Их же надо постоянно поддерживать в идеальном порядке, ежегодно ремонтировать. Потому что нагрузки возрастают очень сильно, дороги изнашиваются быстрее, чем раньше. У нас дороги построены в основном до 60 годов прошлого века. В то время нагрузка была 5 — 10 тонн. Сегодня — 80 тонн.


— А новых дорог не строят? С учетом этих нагрузок?


— Строят, конечно. Но они же еще не достроены. Мы сдаем их в эксплуатацию очередями. И пока последнюю запустишь, первая уже ремонта требует.


— Недавно у вас было совещание с федеральным инспектором по Ставропольскому краю. С ним об этих проблемах говорили?


— Это было совещание по федеральным дорогам Ставропольского края. Обсуждались и вопросы содержания дорог. Ведь не все зависит от нас. Очень много мусора на дороги сыпется...


— Из проезжающих машин выбрасывают?


-Да.


— Это общая проблема всех курортных мест?


— По всей России такая болезнь. Мы попытались ее как-то «лечить». Даже предлагали, чтобы за подобные случаи ГИБДД штрафовала водителей. Хотя мы не имеем такого права, но если получится ввести норму, то я абсолютно уверен, что после первых же случаев начнет работать «сарафанное радио»... В день на своих дорогах я собираю по пять-шесть КАМАЗов мусора. Это огромные расходы! А ведь это деньги, которые я могу потратить на развитие дорог и инфраструктур вдоль них, а не на вывоз мусора. Вот это мы им и объяснили на совещании.


***


ДОСЬЕ «ЮР»


Гаиоз Макиев родился в 1950 году в селе Дманиси (Грузия). Закончил Тбилисский политехнический институт по специальности горный инженер-механик и Ростовский государственный строительный университет по специальности экономика и управление на промышленных предприятиях. Академик Международной академии транспорта. Кандидат технических наук. До 1990 года работал в Тбилиси. Сначала — мастером по ремонту автомобилей в Тбилисском метрополитене. Последнее место работы — начальник Управления производственно-технической комплектации «Грузводэксплуата-ции» Госагропрома Грузинской ССР.


В результате грузино-осетинского конфликта осетин Макиев вынужден был уйти с работы и эмигрировать в Россию.


С 1991 года — заместитель начальника по производству и социальным вопросам «Севосетингражданстрой».


1992 — 1999 гг. — генеральный директор ООО «Кавказ-Авто-дор».


1999 — 2002 гг. — директор Дирекции по строительству и реконструкции федеральных автодорог на территории Северной Осетии.


С 2002 года возглавляет ФГУ «Управление ордена «Знак Почета» Северо-Кавказских автомобильных дорог ФДА».


***