БЕСПУТНОЕ ПРАВЛЕНИЕ

Дорог в столице не будет: у города есть лишь пятая часть средств на их строительство


Количество автомобилей в Москве в ближайшие семь-восемь лет увеличится в полтора раза, прогнозируют в столичной мэрии. А это значит, что строить новые дороги нужно в небывалых объемах, иначе нынешние пробки в Москве покажутся цветочками. Транспортная проблема мегаполиса стала одной из ключевых тем последнего заседания правительства Москвы, посвященного прогнозу социально-экономического развития города. Что неудивительно: нет нормально функционирующего транспорта - нет и развития. Выводы пока неутешительные: столица готова взять на себя лишь пятую часть финансирования строительства дорог, а второй возможный соинвестор федеральный центр - увеличивать свои вложения в московские магистрали не намерен. Ситуация тупиковая, причем в буквальном смысле.


Столичное правительство перед праздниками утвердило своим распоряжением перечень дорог общего пользования, которые в этом году будут построены или отремонтированы на условиях долевого финансирования городского и федерального бюджетов. Таких объектов восемь: строительство пересечений Ленинградского и Головинского шоссе, Пятницкого шоссе и Митинской улицы, участка магистрали Вешняки-Люберцы от Проектируемого проезда 300 до Большой Косинской улицы, участка Краснопресненского проспекта от МКАД до проспекта Маршала Жукова и от Живописной улицы до 3-го Силикатного проезда, пересечения Варшавского шоссе с Курским направлением Московской железной дороги и реконструкция этого шоссе на участке от МКАД до района Щербинка, реконструкция Крестовских путепроводов. Все это, несомненно, важные магистрали: на Крестовские путепроводы, направляющиеся с севера Москвы в центр, автомобилисты уже устали ругаться, жителям районов массовой застройки в Митине и Щербинке тоже не позавидуешь. Федеральный бюджет выделил на строительство и реконструкцию названных трасс примерно половину требующихся 24,7 млрд. рублей, вторая половина - деньги из городского бюджета. На таком финансировании дорожного строительства - 50 на 50 - в столичной мэрии и настаивают. Причем мотивация вроде вполне понятная: Москва - транспортный узел федерального значения, один из крупнейших в стране, и потому развитие его не должно быть заботой лишь городских властей.


Однако диалога не получается. Деньги из федерального бюджета, которые Москва потратит в этом году, лишь малая толика в общих расходах города на дорожное строительство (около 100 млрд. рублей в 2008 году). Получается, что почти 90% финансирования идет из столичного бюджета. И на эти средства, например, будут завершены реконструкция Ленинградского проспекта и Ленинградского шоссе, строительство Звенигородского проспекта, строительство новых и реконструкция существующих дорог в районах массового строительства, в поселке Северном, в Косине, Жулебине, Волынском, Большом Сити, а также строительство первого участка четвертого транспортного кольца. Всего, как недавно заявил первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк, до 2015 года город готов выделить чуть более 1 трлн. рублей на развитие дорожного хозяйства. Деньги огромные, но их явно недостаточно. По расчетам мэрии, для создания транспортной инфраструктуры с нормальной пропускной способностью в Москве в ближайшие семь лет нужно построить дополнительно 150 километров только крупных магистралей, а всего городу недостает 500 километров дорог. Цена вопроса - 5 триллионов рублей, то есть в пять раз больше, чем готов потянуть столичный бюджет. "Нужна помощь федерального центра", -говорит Росляк. Между тем, сетует глава Департамента экономической политики и развития Москвы Марина Оглоблина, из года в год субсидии из федерального бюджета только сокращаются. Главного своего противника мэрия видит в лице Минфина. Недавно на "круглом столе" в Госдуме главы российских метрополитенов сравнили руководителя Минфина Алексея Кудрина со стеной, о которую разбиваются все их просьбы о поддержке. То же самое, хоть и другими словами, говорят и дорожники. Ноу Минфина, по крайней мере по отношению к Москве, есть встречные претензии. Там считают, что у столицы достаточно большой бюджет, чтобы самостоятельно решать транспортные проблемы. В частности, ежегодно столица получает высокие дополнительные доходы, отмечает глава Минфина. И при этом, говорит Кудрин, рост этих незапланированных доходов намного выше, чем рост объемов финансирования строительства дорог. Объем этот из года в год остается на уровне 7-8% всех расходов столичного бюджета. В ответ на это столичные власти, в свою очередь, могут напомнить, что нередко берут на себя обязательства федерального центра: по обеспечению льготников бесплатными квартирами, например. И деньги на эти расходы федеральный центр хронически "забывает" вернуть. В общем, спор в очередной раз заходит в тупик. Туда же могут отправиться в ближайшем времени и столичные дороги.