Русский локомотив до Дуная доедет

Ширококолейную железную дорогу протянут до Австрии


Несколько лет назад бывший министр путей сообщения Николай Аксененко (к сожалению, не доживший до реализации своих планов) практически договорился о продлении ширококолейной железной дороги от Украины (станции Чоп) до Чехии.


В пятницу в Братиславе заделы Аксененко были несколько скорректированы главой "Российских железных дорог" Владимиром Якуниным. Ширококолейная дорога из Словакии пойдет не в Чехию, а сразу в Австрию - в Вену. Именно такой маршрут предусмотрен соглашением, подписанным в австрийской столице руководителями российской, украинской, австрийской и словацкой железных дорог.


Железные дороги Западной и Центральной Европы имеют ширину колеи 1435 мм. В странах СНГ ширина колеи - 1520 мм.


Несоответствие создает колоссальные неудобства: в первую очередь происходит задержка грузов. Ведь для того чтобы поменять европейские колесные пары на российские или наоборот, нужно время.


Если ширококолейная железная дорога будет продолжена от словацкого города Кошице (он находится на границе Украины и Словакии, и именно в нем заканчивается широкая колея), то издержки транспортных компаний на перестановку колесной пары сократятся. Более того, Европа получит прямое железнодорожное сообщение с Транссибирской магистралью.


Как рассказал Владимир Якунин, помимо ветки на территории Словакии будет построен транспортно-логистический центр.


Общая стоимость проекта, задуманного РЖД, оценивается в $4,3 млрд. Впрочем, расходы на строительство дороги и сопутствующей инфраструктуры (как, впрочем, и доходы от эксплуатации ветки) будут разделены между участниками проекта пропорционально.


Предполагается, что строительство дороги начнется в 2010 году. До этого времени стороны согласуют проектную документацию.


Владимир Якунин имеет и другие амбициозные планы. Он надеется, что широкая колея протянется не только до Австрии. "Не исключено, что в дальнейшем будут построены ответвления на юг, в Адриатику, в страны, ранее входившие в Югославию, в Италию, - заявил Якунин. - Заинтересованность проявляют также немецкие железные дороги". Среди других планов РЖД - выход компании на ІРО.


Правда, как пояснил Якунин, раньше 2010 года это невозможно. Он считает, что для размещения акций компании нужно получить от государства гарантии по созданию инфраструктуры, решить проблему с субсидированием перевозок в пригородных поездах - словом, предоставить РЖД возможность вести прибыльный бизнес, избавившись от разорительных соцобязательств.


***


[Графические материалы:


ШИРОКАЯ КОЛЕЯ ВЛАДИМИРА ЯКУНИНА (КАРТА-СХЕМА)


Материалы доступны в бумажной версии]