«Газели» «морально» устарели

Три этапа в решении транспортных проблем


В выходной день добраться от центра до госуниверситета можно за двадцать минут. В будни на преодоление тога же расстояния уходит в два раза больше времени. Если в районе путепроводов на 2-й Продольной создается пробка (либо затор у переезда в районе Тулака), "путь к знаниям" может растянуться на целую "пару". Выражение "движение как в Москве" уже довольно точно характеризует ситуацию на волгоградских дорогах. При этом у нас в отличие от жителей столицы нет альтернативы в виде метро.


В городе-герое целый ворох транспортных проблем, копившихся в течение долгих лет. Городские власти намерены решать их поэтапно.


***


1-й этап: эволюционный


После того как государственный транспорт буквально "рассыпался", основную долю пассажиропотока взяли на себя частники. Тогда это было оправданно. Однако сегодня "газели" скорее создают, а не решают проблемы.


По словам исполняющего обязанности начальника транспортного отдела департамента городского хозяйства Александра Булдакова, маршрутки не отвечают современным требованиям. "Во-первых, увеличилась загруженность дорог как за счет самих "газелей", так и за счет личного транспорта, — говорит Александр Николаевич, — каждый год в городе становится на 10—12 тысяч автомобилей больше. Во-вторых, в силу ряда объективных причин мы отстаем в строительстве дорог".


В подобной ситуации необходимо сокращать количество машин. На смену маршрутным такси должны прийти более вместительные автобусы, а именно "ЛИАЗы". Как стало известно "МК-В", конкурс, объявленный администрацией, состоялся и в апреле—мае более 90 новых машин выйдет на маршруты, что приведет к естественному сокращению численности "газелей". Следует также учитывать, что в конце прошлого года разработаны и утверждены новые правила организации пассажирских перевозок. В соответствии с данным документом распределением маршрутов занимается специально созданная комиссия. Решения будут приниматься коллегиально, что исключает возможность коррупции. Таким образом, на рынке останутся только добросовестные "игроки". Поскольку в самих условиях конкурса на право обслуживания того или иного маршрута будет указана вместительность транспортного средства, власти предполагают, что частники, рассчитывающие получить серьезный заказ, будут вынуждены обновлять технопарк. По словам Булдакова, некоторые фирмы уже закупили автобусы вместительностью до сорока человек (с учетом стоячих мест).


***


2-й этап: организационный


Для того чтобы переезд из одной точки города в другую занимал как можно меньше времени, власти намерены скоординировать работу всех видов транспорта. В настоящее время ученые работают над созданием единой транспортной схемы.


Теория гласит, что метро целесообразно строить там, где пассажиропоток составляет более 50 тысяч человек в час; троллейбусы и трамваи должны обслуживать направления, где пассажиропоток не превышает 15 тысяч; наконец, автобусы уместны там, где пассажиропоток — 8 тысяч человек в час. Найдется место и "газелям". По словам Александра Булдакова, маршрутки могут быть подвозящими к основным перевалочным пунктам, сгодятся также для перевозок внутри районов. Кроме того, маршрутки уместны на длинных безостановочных маршрутах: "газели" позволят сэкономить время. Координацией движения всех видов общественного транспорта, в том числе электрического, будет заниматься единая диспетчерская служба. "Это позволит в режиме реального времени следить за ситуацией, контролировать исполнение расписания, — говорит Булдаков. — В случае возникновения чрезвычайных ситуаций диспетчер сможет сразу же сообщить в МЧС, а в случае поломки транспортного средства — дать точную "наводку" службе технической помощи". После того как весь городской транспорт будет оснащен навигационным оборудованием, можно будет следить даже за расходом топлива. Как ожидается, это даст ощутимую экономию бюджетных средств (к большому сожалению водителей).


Элементами единой транспортной схемы станут новые вокзалы на городских окраинах. Таким образом, планируется ограничить доступ междугороднего транспорта в Волгоград. Например, вокзал у "Тракторного" рынка станет конечной остановкой автобусов, следующих из северных районов области. Кроме того, будут созданы логистические центры, в которых загрузить или выгрузить всю необходимую продукцию смогут водители грузовых машин. Благодаря этому ожидается существенное сокращение транспорта на дорогах областного центра.


***


3-й этап; реабилитационный


Электрический транспорт идеален: троллейбусы и трамваи не только вместительные (один "рогатый" перевозит столько же пассажиров, сколько десять "газелей"), но и экологически чистые. Как известно, в плане экологии Волгоград считается одним из самых неблагополучных городов мира: у нас содержание ядовитых веществ в атмосфере превышает все мыслимые и немыслимые пределы. При этом до 70 процентов вредных веществ попадает в воздух с выхлопами автомобилей. В отличие от маршруток новые автобусы, которые поступят в Волгоград в рамках программы обновления пассажирского транспорта, оснащены современными двигателями, соответствующими европейским экологическим стандартам (ЕВРО-3). Но электрический транспорт все-таки предпочтительнее, поэтому там, где это возможно (и целесообразно с точки зрения экономики), власти намерены строить троллейбусные и трамвайные линии. Так, в конце 2009—2010 гг. будет пущена в эксплуатацию вторая очередь скоростного трамвая — от площади Чекистов до Ельшанки. Примерно в то же время развернется строительство троллейбусной линии в заполотновской части Центрального района.


По словам Александра Булдакова, очень скоро жители нашего города забудут о ежедневном утреннем кошмаре: ехать через полгорода стоя, согнувшись буквой Г...


***


Цифры в тему:


* 2000 автомобилей в час — такова плотность транспортного потока в центре Волгограда. При этом пропускная способность перекрестков — от 1300 до 1800 машин.


* 270 тысяч тонн вредных веществ попадает в атмосферу Волгограда с выхлопами автомобилей каждый год.


* Один автобус перевозит столько же пассажиров, сколько 10 маршрутных такси. Один сочлененный троллейбус составляет конкуренцию 20 "газелям".


* В 3,5 раза за последние 3 года выросла аварийность с участием общественного транспорта. Чаще всего виновниками дорожно-транспортных происшествий выступают водители маршрутных такси.


***


Опять двойка


Волгоградцы часто обращаются в администрацию с просьбой восстановить те или иные автобусные маршруты. С учетом того, что парк муниципального ПАТП очень скоро пополнится новыми машинами, в первом квартале запланировано восстановление автобусных маршрутов N 2 (химзавод — ж/д-вокзал), N 21 (школа N 3 — центральный рынок), N 55 (ВГТЗ — Водстрой) и N 59 (ул. Землячки — пл. ВГТЗ).


***