МИД РФ: Развитие Севморпути приоритетно для России

МОСКВА, 22 октября. Северный морской путь — один из российских национальных интересов в развитии Арктики. Такое мнение, как передает корреспондент «Росбалта», высказал в ходе состоявшейся в среду пресс-конференции председатель комитета старших должностных лиц Арктического совета, член Совета Баренцева Евро-Арктического региона (СБЕР), посол по особым поручениям Антон Васильев.

«Главным вопросом на настоящий момент является восстановление утраченного в 90-е годы и развитие портовой инфраструктуры в целях обеспечения бесперебойной круглогодичной работы Северного морского пути», — сказал российский дипломат.

По его словам, для обеспечения такой круглогодичной работы необходимо строительство атомных ледоколов. «Это долгое дело, поэтому соответствующие решения необходимо принимать уже сейчас», — отметил он. По мнению российского дипломата, многие государства мира проявляют интерес к сотрудничеству с Россией в области Северного морского пути, «поскольку на кон поставлены крупные экономические интересы».

В частности, Васильев отметил определенный интерес в этой области Китая и Южной Кореи, правительство которой, по словам дипломата, недавно приняло решение о закладке первого южнокорейского ледокола.

Напомним, что 11 сентября правительство Кореи заявило о намерении заняться геологоразведочными и исследовательскими работами в Арктике с использованием первого корейского ледокола с тем, чтобы в 2012 году, совместно с другими странами, приступить к освоению Северного морского пути. В южнокорейском правительстве отметили, что строительство исследовательского ледокола водоизмещением 7 тыс. тонн уже началось в этом году, и к концу следующего года судно должно быть спущено на воду.

В последние годы в связи с глобальным потеплением полярный лед быстро тает, и его количество уменьшается на 3% каждые 10 лет. Сегодня толщина льда вдвое меньше, чем 50 лет назад. Летом на два-три месяца в Арктике открывается Северный морской путь, и прибрежные страны — в первую очередь Россия, США, Канада и Норвегия — спешат использовать данную возможность для исследования богатейших запасов нефти и газа в данном регионе, привлекая для этого ледоколы и подводные мини-лодки.

По современным подсчетам, уже в течение ближайшего десятилетия Северный морской путь может стать открытым для торгового судоходства круглый год, что сделает его жизненно важной экономической альтернативой южному пути через Суэцкий канал, который намного длиннее.

Интерес Южной Кореи к полярным исследованиям подчеркивает и то, что в настоящее время рассматривается вопрос о включении в программу зарубежного турне президента Ли Мен Бака, запланированного на следующий год, посещения антарктической станции «Сечжон» и наблюдательной станции «Тасан» на арктическом архипелаге Свальбард (Шпицберген).