ПОДНЕБЕСНАЯ ЖДЕТ ГРУЗЫ

Нефть идет


В рамках официального визита председателя КНР Ху Цзиньтао в Россию было подписано соглашение об укреплении сотрудничества в области перевозок сырой нефти между ОАО "РЖД" и министерством железных дорог КНР. Подписанию договора предшествовала встреча главы компании Владимира Якунина с министром железных дорог Китая Лю Чжицзюнем, в ходе которой стороны подписали меморандум о научно-техническом сотрудничестве.


В приветственном обращении к китайским коллегам Владимир Якунин отметил, что ОАО "РЖД" придает приоритетное значение сотрудничеству с железными дорогами Китая, доля перевозок в сообщении с которыми составила в 2006 году 10 процентов от общего объема внешнеторговых грузов, перевезенных по российским железным дорогам. В то же время президент ОАО "РЖД" подчеркнул необходимость увеличения этой цифры и заметил, что для этого ОАО "РЖД" активно инвестирует средства в развитие пограничных направлений. Например, в модернизацию участка Карымская-Забайкальск Забайкальской железной дороги будет вложено 8, 5 миллиарда рублей.


По словам Владимира Якунина, в 2007 году инфраструктура железнодорожного транспорта готова к перевозке 15 миллионов тонн нефти в Китай с учетом полного удовлетворения спроса на перевозки других грузов и в соответствии с запросами основных российских нефтяных компаний. Применение же дополнительного тарифного стимулирования перевозок грузов в КНР через пограничный переход Забайкальск позволит экономически эффективно выполнять обязательства по экспорту сырой нефти в КНР в объемах порядка 49 миллионов тонн до 2010 года.


За 2006 год перевозки ОАО "РЖД" в сообщении с КНР возросли на 8 процентов (3, 6 миллиона тонн) по сравнению с 2005 годом и составили 47 миллионов тонн. На долю экспортных перевозок приходится 93 процента, импортных - б процентов, транзитных - 1 процент.


Экспортных грузов было перевезено 43, 7 миллиона тонн, импортных - 3 миллиона тонн, транзитных грузов -254 тысячи тонн. 38 процентов экспорта составляют лесные грузы, 25 процентов - нефть и нефтепродукты, 16 процентов - удобрения, 9 процентов - черные металлы, б процентов - руда, 3 процента - бумага и целлюлоза, 2 процента - продукция химической промышленности.


За два месяца 2007 года рост перевозок в сообщении с КНР составил 21 процент.


Российские железные дороги участвуют в увеличении товарооборота между двумя странами не только путем перевозки грузов в собственном подвижном составе, но и предоставляя инфраструктуру частным компаниям -перевозчикам.


"Вам контейнер из Китая"


Аккуратные зелененькие вагончики с крупной надписью "Евросиб" уже примелькались на столичной железной дороге. Что вполне объяснимо. Во-первых, через столицу пролегает великий путь из "варяг" в Китай, выходящий на первые роли как внешнеторговый партнер России, и обратно. А во-вторых, компания, начинавшая с 500 вагонов, за 15 лет доросла до шеститысячного собственного вагонного парка и еще свыше десяти тысяч имеет в управлении.


Конкурентом "Российским железным дорогам" генеральный директор группы "Евросиб" Дмитрий Никитин себя не считает. Ведь компания, развивая собственный бизнес, полностью оплачивает тарифы РЖД. Но в силу более гибкой структуры - всего-то пять сотен персонала, она просто более оперативно реагирует на запросы рынка. Это одна сторона медали. Другая же в том, что при всем желании даже крупнейшая мировая железнодорожная структура просто не в состоянии обеспечить потребности всех нуждающихся в перевозках. И кто-то все равно будет работать там, куда не поспеют филиалы "Российских железных дорог".


Кто-то - это свыше 2000 российских собственников подвижного состава. Они владеют примерно третьей частью инвентарного парка вагонов. Но даже если, как планируется, у частников будет половина вагонного парка страны, к столкновению интересов это не приведет. К здоровой конкуренции за потребителя путем предоставления более широкого спектра услуг - да. Но в этом заинтересованы все участники рынка. Так что польза налицо. А вот до момента, когда на российских просторах появятся десятки железнодорожных, в полном смысле этого слова, компаний, еще очень далеко. И это время, уходящее на создание законодательной базы, "Евросиб" тратит с умом, развивая те направления, где налицо серьезное отставание от Запада. И где западные игроки могут потеснить россиян на их же поле.


К концу 2008 года "Евросиб" планирует завершить первый этап программы по созданию региональной сети транспортно-логистических комплексов. Общий объем инвестиций в проект - свыше 200 млн. долларов. На фоне инвестиционных программ ОАО "РЖД" сумма, может, и не столь велика, но в пересчете на одного работника результат впечатляющий. К тому же приходится учитывать, что рыночный климат в стране только формируется, и Дмитрий Никитин вынужденно признает, что проблемы партнерских программ с Китаем, например, решаются проще, чем дома. Свидетельство тому - запущенный в конце марта регулярный контейнерный маршрут "Пекин-Манчжурия-Москва". Это, кстати, и в духе объявленного в России Года Китая. И соответствует запросам рынка, диктующего направление Западная Европа-Китай.


Впрочем, эти материи стоит оставить экспертам. Да и время все расставит по своим местам.Опыт "Евросиба" интересен еще и тем, что задолго до того, как был провозглашен лозунг о социальной ответственности бизнеса, основатель компании Николай Никитин взялся за популяризацию настольного тенниса как массового вида спорта. В результате доброй традицией стало проведение под эгидой "Евросиба" международных теннисных турниров для мастеров и детворы, а в минувшем году компания приняла социальную программу "Доступный спорт детям -здоровая нация". В Санкт-Петербурге в программу вовлечено свыше 25 тысяч юных горожан, а компания еще и финансово поддерживает детский хоккейный клуб "Серебряные львы", в попечительский совет которого входят звезды российского хоккея Максим Сушинский и Максим Соколов. По зрелищности детская игра, конечно же, уступает взрослым турнирам, но, на мой взгляд, такое вложение средств куда значимее, чем оплачивать счета заморских "звезд", составляющих ныне основу многих спортивных клубов России.


Свои социальные программы есть и для работников компании. В которую, кстати, по словам ее генерального директора, легко попасть на работу, но трудно соответствовать сложившемуся корпоративному духу. Хотя, казалось бы, начальник над душой не стоит: все-таки 25 представительств в разных городах и странах. Да и руководство компании вместе собирается не так часто. И даже работу с клиентами ведет в режиме реального времени через мировую сеть Интернет. А значит, наиболее чутко и реагирует на малейшие колебания настроения тех, кому срочно требуется в дорогу.


***


"К концу 2008 года "Евросиб" планирует завершить первый этап программы по созданию региональной сети транспортно-логистических комплексов"