Совершенствовать национальную транспортную сеть

Владимир ЯКУНИН, президент ОАО "РЖД":


- Проекты по укреплению партнерства железных дорог и стивидоров вплотную подводят нас к созданию технологий сквозного линейного сервиса. Это позволит российской транспортной инфраструктуре конкурировать с мировыми морскими маршрутами по соотношению цена - скорость доставки.


Применение новых форм взаимодействия железных дорог с другими видами транспорта сегодня одно из главных направлений совершенствования деятельности национальной транспортной сети, повышения ее конкурентоспособности. Вопрос становится все актуальнее, учитывая возрастающие объемы перевозок внешнеторговых грузов.


Располагая мощной системой железнодорожных коммуникаций, которые обеспечивают кратчайшие расстояния трансконтинентальных перевозок, ОАО "РЖД" налаживает тесное взаимодействие и координирует усилия с заинтересованными организациями внутри страны и за ее пределами. Компания стремится к эффективному использованию международных транспортных коридоров.


Именно на основных направлениях межрегиональных и транзитных перевозок "Запад - Восток" и "Север - Юг" предусмотрено первоочередное применение инновационных технологий. Это обеспечит повышение конкурентоспособности железных дорог на направлениях наибольшей концентрации грузопотоков. В то же время для эффективного обеспечения международных экономических связей наиболее сложной областью, требующей применения новых подходов, является взаимодействие различных видов транспорта.


Особенно часто проблемные ситуации возникают при взаимодействии железнодорожного транспорта и морских портов. В последние годы происходит интенсивный рост внешнеторговых, транзитных, межрегиональных и внутрирегиональных перевозок. За истекшие три года их общий объем увеличился более чем в полтора раза. Например, в портах Северо-Западного бассейна - более чем вдвое, Южного бассейна - в 1,4 раза, Дальнего Востока - на четверть.


Недостаточное развитие транспортной инфраструктуры и несбалансированная работа взаимодействующих видов транспорта вызывают простои подвижного состава железных дорог, морских и речных судов. В 2006 году потери объемов погрузки от действия конвенционных запрещений в направлении предпортовых станций составили 58 тыс. вагонов (около 3,5 млн тонн грузов), а потери провозных платежей - 2,9 млрд руб. При этом финансовые потери грузовладельцев и экономики страны от таких сбоев вообще не поддаются учету.


Проблема часто выходит за рамки ограниченного полигона транспортной сети. Для нормализации работы транспорта в подобных случаях требуются недели, а иногда и месяцы интенсивной работы. А это вызывает значительные дополнительные затраты.


Эффективный инструмент координации деятельности железных дорог и портов по развитию транспортных мощностей и технологий, формированию гармоничной тарифной политики - участие ОАО "РЖД" в уставных капиталах портовых комплексов в этих ключевых регионах.


В конце 2006 - начале 2007 года ОАО "РЖД" приобрело 8,5% акций в ОАО "Компания Усть-Луга" и получило в управление 16% акций порта Новороссийск. В дальнейшем мы прорабатываем возможности доведения участия ОАО "РЖД" в капитале этих портов до 25%.


Перспективными представляются проекты объединения международных транспортных коридоров железнодорожными паромными переправами. Они позволяют сократить расстояние перевозки в обход водных преград и сроки доставки за счет снижения числа проходимых пограничных переходов и отсутствия перевалки в портах. При перевозках в Европу совершенно новые транспортные возможности создаются с помощью железнодорожного паромного сообщения между Усть-Лугой, Балтийском и портами Германии.


Подобные проекты вплотную подводят нас к созданию технологий сквозного линейного сервиса. Это позволит российской транспортной инфраструктуре конкурировать с морскими маршрутами по соотношению цена - скорость доставки. Это подразумевает внедрение для транзитных грузов "бесшовных" технологий на стыках порт - станция и обеспечение комплексности предоставляемых услуг.


В частности, проект по развитию терминальной инфраструктуры в контейнерных перевозках реализуется на базе ЗАО "Русская тройка" - совместной компании ОАО "РЖД" и Дальневосточного морского пароходства. Здесь в рамках одного юридического лица объединены все элементы для обеспечения "бесшовной" технологии перевозки. Контейнерный терминал ЗАО "Русская тройка" в порту Владивосток мощностью до 250 тыс. ДФЭ, создаваемый на стыке морских и железнодорожных линий, станет первым специализированным транспортным каналом для обслуживания транзитных контейнерных грузопотоков.


Другое важнейшее направление - создание на территории России сети логистических центров.


Размещение сети логистических центров, формируемых на базе железнодорожного транспорта, должно осуществляться с учетом максимального охвата рынка транспортных услуг. Необходимо принимать во внимание возможность взаимовыгодно использовать для обслуживания железнодорожных перевозок имеющиеся территориальные логистические центры.


Наибольший эффект логистические центры на базе железных дорог могут обеспечить при размещении их в районах концентрации предприятий машиностроения, химической и нефтехимической, целлюлозно-бумажной, лесоперерабатывающей, легкой и пищевой промышленности, торговли, на стыке железных дорог и коммуникаций автомобильного, морского, внутреннего водного, воздушного транспорта.


В связи с этим создание логистических центров на базе железных дорог в первую очередь необходимо, по нашему мнению, в таких транспортных узлах, как Москва и Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Казань, Пермь, Волгоград, Самара, Калининград, Нижний Новгород, Находка, Владивосток, Новороссийск.