Эксперты: «АвтоВАЗ» не сможет сохранить социальную сферу

МОСКВА, 8 октября. Одной из причин бедственного положения «АвтоВАЗа» является то, что это – единственный из советских промышленных гигантов, кто в новой России сохранил всю социальную сферу. Такое мнение высказал в четверг на дискуссии «Преференции для автопрома: шанс на спасение или деньги на ветер?» в московском пресс-центре «Росбалта» председатель профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ Андрей Фефелов.

Теперь же, по словам профсоюзного лидера, автомобильному гиганту придется освобождаться от многочисленных социальных объектов. При этом, как сообщил Фефелов, и Министерство здравоохранения и социального развития РФ, и администрация Самарской области, и городская управа Тольятти готовы принять на себя часть этого бремени.

По поводу сокращений вазовского персонала, Андрей Фефелов сообщил, что в ближайшее время администрация сокращает около 5 тыс. человек, включая примерно 3 тыс. пенсионеров. Однако впереди возможно сокращение работников предпенсионного возраста, кому до пенсии осталось 2-3 года, и которым возможно оформить раннюю пенсию. Число таких работников достигает уже 18 тыс.

Со своей стороны, профсоюзный лидер подчеркнул, что главной задачей профсоюза является «сохранить трудовые коллективы». Профсоюз надеется на государственную поддержку: как заметил Фефелов, «должен быть не только кнут, но и какой-то пряник».

ОАО «АвтоВАЗ» — крупнейший производитель легковых автомобилей в России. Он выпускает автомобили семейств Lada Priora, Kalina, Samara, а также заднеприводную «классику». 25% акций принадлежат французской Renault. За 2008 год компания продала в России более 622 тыс. автомобилей, в том числе на экспорт — более 106 тыс.

В кризисном 2009 году, однако, «АвтоВАЗ» оказался в глубокой депрессии. Завод-гигант неоднократно останавливал производство, а с сентября перешел на неполную рабочую неделю после месячного простоя в августе. Продажи за 8 месяцев 2009 года упали на 44%, а чистый убыток только в I квартале превысил 14 млрд рублей. В этом году убыток от текущей деятельности компании прогнозируется на уровне 35,7 млрд рублей. Компания уже получила от государства 25 млрд рублей на погашение долгов.

В конце августа был вынужден подать в отставку президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин. Новый глава компании Игорь Комаров вскоре заявил о массовых сокращениях персонала — по его словам, 5 тыс. сотрудников будут уволены до конца года, а в перспективе работу потеряют 27 тыс. человек. Компания запросила у комиссии первого вице-премьера Игоря Шувалова 70 млрд рублей, из которых 54 млрд рублей должно пойти на погашение текущего долга (кредиты, облигации и векселя), 9,5 млрд рублей — на запуск инвестиционной программы, и еще 2,8 млрд рублей — «на компенсацию отрицательного денежного потока», который ожидается в 2010 году.

Премьер-министр России вмешался в судьбу Волжского автозавода и обсудил будущее предприятия с акционерами компании. На встрече с руководителями «АвтоВАЗа» Владимир Путин отметил, что завод нужно спасать, иначе он исчезнет. На совещании 1 октября было принято решение о выделении «АВтоВАЗу» новой государственной помощи в размере 12 млрд рублей на выплаты увольняемым.