Когда "поедет" Ленинградка? ИЗВЕСТИЯ

Строительная площадка по расширению Ленинградского проспекта растянулась от метро "Динамо" до метро "Сокол" и удлиняется с каждым днем. И если в начале реконструкции власти города обещали, что все работы на автомагистрали закончатся к 2008 году, то теперь они вынуждены корректировать свои прогнозы - судя по всему, еще как минимум три года проезд по трассе будет затруднен.

Сегодня в часы пик Ленинградский проспект напоминает свалку автомобилей. Плотно прижавшись друг к другу, тысячи машин стоят в километровой пробке, двигаясь по несколько метров в минуту. При движении в область первые проблемы ждут водителей сразу после пересечения проспекта с Беговой улицей. Новая развязка Третьего транспортного кольца хоть и разгрузила поток машин, направляющихся в центр, но создала еще большие заторы при движении в обратном направлении.

Сразу за метро "Динамо" к этим автомобилям присоединяются машины, выезжающие на проспект с Театральной аллеи. Строители буквально за месяц перекопали всю центральную часть дороги, сняли трамвайные пути, выкорчевали деревья. Для движения машин на проспекте осталось всего 5 полос. В выходные рабочие зачастую перегораживают проезжую часть, а на нескольких участках из области в центр для движения машин осталось всего две полосы.

- Ездить стало значительно труднее, - признался "Известиям" водитель Shcoda Валерий Зимов. - Давит само строительство. Забор, отгораживающий стройплощадку, практически не дает возможностей для маневра, а все время бегающие через дорогу строители создают дополнительную пробку.

- Вчера ехал от одного входа в метро "Динамо" до другого целый час, - говорит водитель Audi Сергей, - опоздал на работу. Сегодня плюнул, проехал на метро. И когда это все закончится?

Городские власти обещают, что неудобства автомобилисты будут испытывать всего два года. Но, судя по тому, какими темпами идут работы сейчас, в сроки они явно не укладываются. Недавно, совершая очередной субботний объезд, мэр Москвы Юрий Лужков сообщил, что реконструкция Ленинградского проспекта полностью завершится уже только в середине 2009 года, хотя некоторые элементы магистрали "будут готовы еще раньше".

- Все зависит от объемов финансирования и темпов строительных работ, - ушли от прямого ответа и в НИиПИ Генплана Москвы. - Рабочие трудятся на этом объекте в три смены. Работа ведется с использованием специальных бесшумных технологий, поэтому не прекращается даже ночью. Первую часть проекта - расширение Ленинградского проспекта и строительство развязок между метро "Динамо" и метро "Сокол" можно будет завершить уже в III квартале 2007 года (смотрите эти развязки на карте. - "Известия"), а окончательно сдать этот отрезок - в 2008 году. Параллельно будут идти реконструкция площади Тверской заставы, строительство развязки на пересечении Ленинградского и Волоколамского шоссе и нового автомоста в Химках. Мы понимаем, что ездить стало сложнее, но все это делается ради того, чтобы в будущем стало комфортно.

Это понятно, ради благого дела стоит и потерпеть, но будет ли толк после завершения работ?

- Спорных моментов в этом проекте очень много, - сказал "Известиям" ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства Александр Стрельников. - Проехав Белорусский вокзал, машины все равно будут упираться в Тверскую улицу, расширять которую никто не собирается, хотя давно уже существуют варианты строительства подземного дублера Тверской. Зато в тоннеле под Пушкинской площадью зачем-то собираются устроить въезд в подземный гараж. Но это абсурд. Въезд в гараж в тоннеле, который соединит под Тверской две стороны Бульварного кольца, станет местом постоянных аварий и, как следствие, заторов.

Первый заместитель руководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы Александр Левченко:

"Никто не собирается превращать Ленинградку в гоночную трассу"

вопрос: Что получат москвичи после реконструкции дороги?

ответ: Прежде всего будет увеличено количество полос движения. Сейчас в центр города лишь в отдельных местах ведет девять полос, а из центра их только пять. После реконструкции в обе стороны будет по девять полос, причем три внутренние полосы станут скоростными: их отгородят от основного движения, и съехать с них можно будет только на развязках. Работы по расширению трассы будут вестись до пересечения Ленинградского и Волоколамского шоссе, где появится новая трехуровневая автомобильная развязка. Еще одна очень важная развязка будет построена в районе Ходынки: здесь появится тоннель, состоящий из шести полос в каждом направлении. Кроме того, вдоль проспекта появится пять новых подземных переходов с утепленными лестницами, что также позволит избавить трассу от лишних светофоров. Поменяется схема движения на площади Тверской заставы, возле Белорусского вокзала. Существующая там сейчас парковка будет убрана под землю, а со стороны Бутырского вала появится "прокол" на Брестскую улицу. Переместится под землю и парковка на Триумфальной площади, что позволит создать сквер у памятника Маяковскому. И, разумеется, реорганизации подвергнется движение в самом проблемном и узком месте трассы - на Пушкинской площади. На пересечении с Тверской улицей Бульварное кольцо будет уходить в тоннель. Причем все эти работы будут вестись в предельно сжатые сроки - реконструкция трассы будет происходить одновременно на нескольких участках. Весь проект реконструкции планируется завершить в 2008 году. И - что принципиально - все работы ведутся на деньги инвесторов, без привлечения бюджетных средств.

в: Строительство на Пушкинской площади вызывает наибольшие разногласия среди москвичей. Есть опасения, что оно неминуемо испортит облик площади, что вести здесь подземные работы просто опасно из-за концентрации памятников истории и культуры.

о: Тоннель под Тверской будет относительно коротким, он пройдет по самой границе площади, по касательной к ней. На самом деле таких подземных сооружений в Москве предостаточно, в том числе и в самом центре: на Триумфальной и Октябрьской площадях. Есть аналогичный тоннель и на Арбатской площади. Таким же скромным будет и Пушкинский тоннель - но он безусловно окажет положительное влияние не только на организацию транспорта, но и на экологическую обстановку на прилегающей территории: часть интенсивного автомобильного движения в районе Пушкинской площади уйдет под землю, благодаря чему исчезнет традиционная пробка, дающая большую часть загазованности.

в: Но ведь подземное строительство на Пушкинской площади не исчерпывается только прокладкой тоннеля?

о: Да, здесь будут реализованы элементы идеи так называемого подземного "всепогодного города". Уже сейчас в районе Пушкинской площади соседствуют три станции метро: "Тверская", "Пушкинская" и "Чеховская", связанные между собой системой переходов. Эта система представляет собой своеобразный скелет, позволяющий эффективно осваивать подземное пространство. Проект "всепогодного города" предполагает создание единого пешеходного пространства, объединяющего не только три станции метрополитена, но и торгово-досуговый центр и подземный паркинг.

в: Последние провалы в Москве напугали горожан. Насколько безопасно вести масштабное подземное строительство в районе Пушкинской площади? Выдержат ли фундаменты близлежащих домов?

о: В настоящее время выполнены лишь предпроектные проработки, одобренные общественным советом при мэре Москвы. Теперь очередь за экспертизами и согласованиями проекта, причем они касаются не только технической стороны вопроса. Свое заключение должны дать и экологи, и археологи. Что же касается непосредственно фундаментов и других элементов конструкции зданий на Пушкинской площади, то их исследование ведет НИИОСП им. Герсеванова, который представляет известнейшую и авторитетнейшую в стране и в Европе научную школу. Пока все эти исследования не будут проведены, никакого строительства на Пушкинской площади не начнется.

в: А памятник Пушкину останется на прежнем месте или, как предлагают защитники старой Москвы, будет возвращен на другую сторону Тверской - туда, где он стоял исторически?

о: Это вопрос не к строителям. Обсуждать его должны историки, искусствоведы, общественность Москвы. Предполагаемые подземные работы никак не затрагивают местоположения памятника, он может стоять как на нынешнем месте, так и на Тверском бульваре.

в: Возвращаясь к Ленинградке, нужна ли вообще в центре города скоростная бессветофорная автострада?

о: Большая Ленинградка является парадным въездом в столицу, не зря ее еще иногда называют автострадой Кремль - Смольный. И, разумеется, никто не собирается превращать ее в гоночную трассу. Речь идет о том, чтобы создать на северном радиальном направлении нормальную организацию движения. Скорость потока автомобилей будет замедляться по направлению к центру города, однако благодаря отсутствию многочисленных светофоров и строительству новых развязок удастся избежать ставших уже традиционными многочасовых пробок.

Анатолий Гусев

"Известия" от 04.10.2006