Турникеты в транспорте останутся. ИЗВЕСТИЯ

Нашумевший эксперимент со снятием турникетов с ряда маршрутов общественного транспорта с грохотом провалился. За две недели "открытых дверей" число безбилетников резко увеличилось. Количество сознательных граждан в Мосгортрансе называть отказываются. Транспортники больше не верят людям, и электронные кондукторы опять заработали в полную силу.

Напомним, что в конце июня этого года руководство Мосгортранса решило провести эксперимент. На две недели несколько десятков столичных автобусов, троллейбусов и трамваев избавили от пресловутых турникетов. Мотивировка сводилась к следующему: если, несмотря на отсутствие контроля, москвичи и гости столицы продолжили бы исправно платить за проезд, то турникеты должны были навсегда исчезнуть из всего городского наземного транспорта.

— В качестве эксперимента мы выбрали десять автобусных и троллейбусных маршрутов, где на две недели уберем АСКП (автоматическую систему контроля пассажиропотока), — сообщила "Известиям" перед началом эксперимента пресс-секретарь Мосгортранса Ольга Терно. — Номера маршрутов мы специально держим в тайне, чтобы не портить чистоту эксперимента. Если за эти две недели сборы оплаты за проезд не уменьшатся, значит, москвичи стали ответственными и турникеты им больше не нужны. Тогда будем снимать турникеты со всех маршрутов. Для нас наличие турникета не принципиально — главное, чтобы пассажир платил за проезд.

Прошли уже шесть недель, но результаты опыта так и не обнародованы. В Мосгортрансе, услышав вопрос о турникетах, нервно усмехаются и обещают "подбить цифры в ближайшее время".

— Эксперимент естественно же провалился, — заверил "Известия" заместитель руководителя департамента транспорта и связи Москвы Александр Воробьев. — Конкретных цифр я не знаю, но количество безбилетников выросло в несколько раз. Проезд оплачивали единицы.

Между тем транспортные фанаты, группирующиеся на "трамвайных", "троллейбусных" и подобных форумах в интернете, проявили большой интерес к затее и стали выяснять, какие же маршруты освободили от "рогаток". Любители общественного транспорта писали, что видели отключенные электронные кондукторы на автобусном маршруте № 623, в троллейбусе № 63 и в трамваях № 23 и 27. По их мнению, информационный вакуум не способствовал чистоте эксперимента, как рассчитывали в Мосгортрансе, а, напротив, нарушил ее: не увидев в дверях знакомую треногу, пассажиры думали, что агрегат сломался, стало быть, платить некому. В то время как валидаторы, считывающие данные с билета, были включены, но народ просто не обращал внимания на неприметную машинку, прикрепленную к вертикальному поручню. Получалось, что цель эксперимента была вовсе не оценить ответственность москвичей, а, наоборот, доказать невозможность отключения турникетов в транспорте Москвы.

— Эксперимент завершен. Снимать турникеты мы не будем, — заявила "Известиям" пресс-секретарь Мосгортранса Ольга Терно.

Судя по всему, "эксперимент" был затеян только с одной целью — показать столичному мэру, что без электронных кондукторов Москве не обойтись. Дело в том, что поводом к началу эксперимента послужило грозное выступление Юрия Лужкова на канале "ТВЦ" в июне. По данным "Известий", накануне мэр посмотрел один из сюжетов, готовящихся к эфиру в программе "Лицом к городу". В кадре мужчина с большими сумками пытался втиснуться между железными щупальцами. Сумки застревали, пассажир, чертыхаясь, пытался попасть пластиковым билетом в узкую щель билетоприемника. В это время за его спиной толпа жаждущих ворваться в автобус кляла на чем свет стоит и незадачливого пассажира, и изобретателей ненавистной машинки. Мэр был поражен этим зрелищем, после чего пообещал москвичам заменить имеющиеся турникеты новыми — более широкими и удобными.

Городских транспортников пассаж мэра сильно озадачил: за месяц до описываемых событий они с помпой установили "рога" на последнем трамвае — маршруте № 1, сообщив об успешном завершении программы внедрения в Москве системы АСКП. Все удовольствие обошлось бюджету более чем в 40 миллионов долларов. А в результате получалось, что из-за одного неудачно попавшего в кадр пассажира эти 40 миллионов пришлось бы выкидывать на ветер. "Беспрецедентный эксперимент" оказался для городских транспортников настоящим спасением.

В городе упразднили ночные автобусы

Во вторник у городских транспортников провалился еще один эксперимент. С сегодняшнего дня в Москве перестали существовать последние два из пяти ночных автобусных маршрутов Москвы. Напомним, что 1 января 2005 года в городе начали работать 5 ночных автобусов, перевозивших пассажиров с часа ночи до 5.30 утра. На автобусе № 1Н можно было добраться от Каширского шоссе, 148 до Добрынинской площади, автобус № 2Н возил ночных пассажиров по внешней стороне Садового кольца, а маршрут № 3Н — по внутренней. Автобус № 4Н соединял метро "ВДНХ" и Лубянскую площадь, а маршрут № 5Н доставлял загулявших горожан от станции метро "Речной вокзал" до Зеленограда. Первым исчез маршрут № 4Н. Затем с 1 июля 2006 года были отменены маршруты № 1Н и № 3Н, а во вторник транспортники отменили автобусы № 2Н и № 5Н. "Эти автобусы были абсолютно нерентабельными, — заявила "Известиям" пресс-секретарь Мосгортранса Ольга Терно. — Пассажиров на них просто не было. Так, в прошедшую субботу в автобусе по Садовому кольцу за всю ночь проехали всего 2 человека, а до Зеленограда — 7".

Ночные автобусы работали по собственным тарифам. Стоимость проезда в них рассчитывалась по зональному принципу. Проезд через одну зону стоил 10 рублей. Так, чтобы доехать от ВДНХ до Лубянской площади, ночным пассажирам приходилось платить 45 рублей, а за позднее путешествие от метро "Речной вокзал" до Зеленограда — до 100 рублей. Обычные проездные документы и льготы в ночном транспорте не действовали. Билеты пассажиры покупали в салоне у кондуктора.

Анатолий Гусев

"Известия" от 16.08.2006