Без посторонней помощи / Инвалид может добраться только до больницы. ИЗВЕСТИЯ

С принятием закона, исключившего из перечня гарантированных технических средств реабилитации инвалидов автомобили, проблема перемещения по городу для них обострилась. Чтобы ее решить, столичные власти пустили по муниципальным маршрутам 64 низкопольных автобуса с аппарелями, а на юго-западе — специально оборудованные микроавтобусы. Проблемы они не решили.

Сотруднице региональной общественной организации инвалидов "Перспектива" Наталье Алешиной проехать на специальном автобусе не удалось. "Несмотря на то что автобус оборудован специализированной платформой, откидывать ее нужно вручную — водителю заниматься этим некогда: он продает посадочные талоны и следит за работой турникета. Были случаи, что нас и дверями зажимали. Вообще без сопровождающего воспользоваться автобусом практически невозможно — снаружи кнопки вызова водителя нет, поэтому сопровождающему приходится бежать и просить его открыть двери лично", — говорит она.

Конечно, в битком набитом городском автобусе колясочникам трудно. Чтобы решить эту проблему, столичные власти организовали специально для них два экспериментальных маршрута в Юго-Западном округе. На маршрутах используется 7 микроавтобусов Ford Transit-100Т350 и два Volkswagen 7HK Transporter. Как сообщают в Мосгортрансе, "по согласованию с департаментом транспорта и связи Москвы для повышения провозной способности этих маршрутов в ближайшее время планируется произвести замену подвижного состава на более вместительный". Впрочем, по свидетельству самих инвалидов, и имеющиеся микроавтобусы ходят порожняком — главным образом потому, что сопровождающих в них не пускают. Однако, как сообщили "Известиям" в департаменте социальной защиты населения Москвы, уже в ближайшее время ограничение на перевозку сопровождающих будет снято, кроме того, нас уверили, что экспериментальные автобусы ходят порожняком в том числе и из-за недостаточной социальной адаптации инвалидов, которые с трудом воспринимают новшества и предпочитают обычный городской транспорт или специальное такси. Но такси на всех не хватает.

Московское городское такси для инвалидов существует в столице с 1997 года, транспортные услуги предоставляет фонд "Возрождение". Правда, автомобили перевозят инвалидов только в больницы, поликлиники и санатории. Причем воспользоваться услугой можно исключительно в будни и в рабочее время. "Идея хороша, но складывается впечатление, что власти не знают о реальных потребностях инвалидов. Почему-то считается, что им нужно только медицинское обслуживание, а например, в театры или в гости они не ходят", — сетует Наталья Присецкая, менеджер проектов "Перспективы".

Как нам сообщила Ирина Щелокова, гендиректор фонда "Возрождение", поначалу, когда а автопарке социального такси было 70 машин, инвалидов возили куда угодно, а не только в лечебно-профилактические учреждения. "Однако сегодня у нас выезжает только 20 такси в день, машин на всех желающих не хватает, поэтому мы возим инвалидов только в специальные учреждения, — говорит она. — А после того как 122-м законом из федерального перечня гарантированных технических средств реабилитации людей с ограниченными возможностями исключены автомобили, желающих воспользоваться услугами социального такси стало намного больше".

Наталья Барановская

"Известия" от 20.07.2006