Экспресс на вылет

Открытия безостановочного железнодорожного сообщения между Шереметьево и Москвой ждали как минимум 14 млн человек—именно столько в среднем перевозит за год этот аэропорт. Никогда не знаешь, успеешь ли на рейс, отправляясь в путь по вечно загруженному Ленинградскому шоссе. Неудивительно, что в минувший вторник запускать электричку с Савеловского вокзала в специально построенный терминал в Шереметьево приехали вице-премьер Сергей Иванов, министр транспорта Игорь Левитин и глава РЖД Владимир Якунин.


Но лишний пафос только добавил конфуза организаторам, когда одна из электричек по дороге в Москву остановилась на 20 минут—пока не подошел другой состав. В РЖД факт поломки поезда отрицали, объясняя происшедшее неисправностями, случающимися при технической обкатке подвижного состава. А в компании-операторе «Аэроэкспресс» пообещали, что подобного впредь не повторится.


О том, что Шереметьево нужно соединить с Москвой железнодорожным сообщением, начали говорить более 10 лет назад. Проект родился еще в 1997 г. и увязывался с пуском третьего терминала Шереметьево. Но потом две государственные структуры—аэропорт Шереметьево и МПС—несколько лет не могли договориться, кто будет строить ветку, на чьи деньги и с какого именно вокзала должны ездить электрички. Пока они спорили, конкуренты Шереметьево—Домодедово и Внуково—наладили доставку своих пассажиров электричками с Павелецкого и Киевского вокзалов.


Не договорившись, Шереметьево и РЖД, пришедшая на смену МПС, решили действовать по отдельности. РЖД реанимировала проект сообщения Шереметьево с Ленинградским вокзалом, согласно которому до аэропорта нужно продлить железнодорожную ветку от Химок. А аэропорт учредил дочернюю компанию «Аэроэкспресс», которая в конце 2004 г. запустила электрички с Савеловского. Правда, с одним существенным неудобством: в Лобне пассажирам приходилось пересаживаться с поезда на автобус, потому что от Лобни до Шереметьево железнодорожной ветки не было. Ее аэропорт начал строить совместно с «Трансгрупп», получившей 74% долей в «Аэроэкспрессе».


РЖД присоединилась к шереметьевскому проекту уже на заключительном этапе. В начале 2008 г. компания выкупила 26% «Аэроэкспресса» у аэропорта и еще 24%—у «Трансгрупп». На весь проект по прямому сообщению между Москвой и Шереметьево «Аэроэкспресс» потратил 9,1 млрд руб. Этим и объясняется высокая по сравнению с другими аэроэкспрессами цена перевозки—250 руб. в один конец (поездка в Домодедово с Павелецкого вокзала стоит 150 руб., во Внуково с Киевского—120 руб.).


«Аэроэкспресс» легко окупит вложения: РЖД уже передала в управление новой «дочке» перевозки пассажиров во все московские аэропорты. Гендиректор «Аэроэкспресса» Владимир Петров сообщил, что в ближайшее время стоимость поездок в аэропорты с разных вокзалов будет одинаковой. Точную цену он, правда, не назвал. Кроме того, компания будет реализовывать аналогичные проекты и в регионах. По словам Левитина, до 2015 г. железнодорожное сообщение с аэропортами появится еще в 10 российских городах. Скорее всего, речь идет о крупных российских аэропортах, которые власти назначили на роль хабов. Это Петербург, Самара, Калининград, Краснодар, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Хабаровск, Ростов и Адлер.


Пассажирам же Шереметьево к Савеловскому вокзалу привыкать не стоит. «Аэроэкспресс» уже ведет реконструкцию части Белорусского вокзала и оттуда тоже отправит электрички в Шереметьево. Но и это ненадолго. К 2015 г. все сообщение между Москвой и столичными аэропортами завяжут на четвертый вокзал, который планируется построить на площади трех вокзалов.


***


ПРОСТЫЕ ЧИСЛА 9,1 млрд руб. стоил компании «Аэроэкспресс» запуск электрички между Савеловским вокзалом и аэропортом Шереметьево