ЗАРОЙТЕ ЭТИ ДЕНЕЖКИ

Столице требуются все новые миллиарды рублей на реконструкцию автотрасс


НА СТАБИЛИЗАЦИЮ ТРАНСПОРТНОЙ СИТУАЦИИ В СТОЛИЦЕ ГОРОДСКИЕ ВЛАСТИ ДО 2015 ГОДА НАМЕРЕНЫ НАПРАВИТЬ ОКОЛО 1, 2 ТРЛН. РУБЛЕЙ, ЕЩЕ ТРИЛЛИОН ОЖИДАЮТ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА. ОБ ЭТОМ В ПЯТНИЦУ ЗАЯВИЛ ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МЭРА СТОЛИЦЫ ЮРИЙ РОСЛЯК. ЭКСПЕРТЫ ОТМЕЧАЮТ: ЕСЛИ СРЕДСТВА БУДУТ РАСХОДОВАТЬСЯ ТАКЖЕ НЕЭФФЕКТИВНО, КАК И РАНЬШЕ, ТО НИКАКИХ ДЕНЕГ НА БОРЬБУ С ПРОБКАМИ НЕ ХВАТИТ.


На прошлой неделе столица пережила транспортный "инсульт". В четверг утром общая длина московских пробок составила 640 км. Таким образом, Москва побила рекорд Голландии (500 км) и близка к тому, чтобы обогнать по этому показателю мирового лидера - бразильский мегаполис Сан-Паулу (835 км). В пятницу заместитель мэра столицы Юрий Росляк заявил, что федеральные власти уже выделили 1, 2 трлн. руб. на реконструкцию и модернизацию московского железнодорожного узла. Кроме того, согласно федеральной программе, должны быть построены новые магистрали в Московской области, но не в Москве. На строительство дополнительных дорог внутри столицы, а также на развитие метро, которое станет альтернативой стоянию в пробках, нужен еще триллион рублей на семь лет. "Мы выходим на объемы годового финансирования в 45-50 млрд. руб. в год на строительство новых линий метрополитена", - заявил г-н Росляк.


"Бесспорно, что 2 трлн. руб. - приличные деньги, и их хватит на то, чтобы разгрузить московский транспортный узел, но только в том случае, если они будут рационально освоены, и причем в очень короткие сроки", - заявил "НИ" председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. По его оценкам, ежегодно количество автомобилей на московских дорогах увеличивается на 15-20%, и при таких темпах столица скоро просто остановится. Г-н Похмелкин отметил, что несколько лет назад мэрии были выделены средства на реконструкцию МКАД, а после ремонта оказалось, что полосы разгона и торможения значительно сокращены. Увидев, что средства на ремонт тратятся неэффективно, федеральное правительство стало очень осторожно относиться к выделению новых средств на решение проблемы, пояснил эксперт.


Есть и другие свидетельства неэффективности. Так, президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян в интервью "НИ" приводил оценки, по которым квадратный метр дороги в России стоит в 7-11 раз дороже, чем в Европе, из-за заложенных в цену "откатов". Кроме того, московское правительство в этом году озвучивало стоимость строительства участка Четвертого транспортного кольца - 66, 3 млрд. руб. за 3, 9 км, что дает примерно 661 млн. долларов за км. Недавно запущенный в Швейцарии Большой адронный коллайдер обошелся в 412 млн. долларов за км. И это притом что БАК проложен в тоннеле под землей и нашпигован мощными сверхпроводящими магнитами, компьютерами и прочей суперсовременной техникой. В общем, "черная дыра", где пропадают финансы, образовалась не в Швейцарии, а в Москве.


Общемировой опыт развития мегаполисов говорит, что значительная часть населения выбирает жизнь в одноэтажных пригородах. У нас этот процесс никак не может нормально развиться из-за отсутствия дорог. На Западе еще в середине прошлого века появились мощные вылетные трассы, местная дорожная сеть, рядом с которой быстро начали строиться коттеджные поселки и таунхаусы. У нас о протяженности дорог со статусом автомагистрали (более трех полос в каждую сторону с разрешенной скоростью движения в 110 км/час) даже Росстат стесняется сообщать: она вряд ли превышает сотню километров на всю страну. А парковки у большинства дорог уже навсегда отняли по две полосы движения.


Об эффективности решения столичных транспортных проблем свидетельствуют наблюдения корреспондентов "НИ". Так, перед масштабной реконструкцией Ленинградского шоссе эксперты предупреждали, что она ничего не даст, если не будет ликвидировано "бутылочное горлышко" в Химках, где пяти-шестиполосное шоссе упирается в три полосы. Появились различные планы реконструкции этого участка. Потом сообщили, что реконструкция невозможна из-за плотной застройки в этом районе. За последние годы по обе стороны около трассы в Химках появилось множество автосалонов, торговых центров, каких-то офисных и даже жилых зданий. Таким образом, расширение "бутылочного горлышка" в Химках стало практически невозможным.