Большая Ленинградка станет прообразом дороги будущего

Столь масштабного транспортного строительства, которое переживает сегодня Москва, российская столица не знала, наверное, никогда. Растущая автомобилизация и неэффективная дорожная сеть, унаследованная от прежних генпланов, требуют от нынешних городских властей колоссальных усилий по модернизации транспортной системы.


Стратегический план этой модернизации известен: строительство новых и реконструкция имеющихся радиальных магистралей должны осуществляться параллельно со строительством связывающих их транспортных колец и хорд (рокад). По этой причине активные строительные работы ведутся сегодня одновременно по всем направлениям. Это и начало строительства Четвертого транспортного кольца, прокладка "с нуля" Звенигородского проспекта и, конечно же, Большая Ленинградка. Эта сверхсовременная магистраль, связывающая центр Москвы в районе Манежной площади с Московской кольцевой автодорогой, является одним из наиболее масштабных и амбициозных транспортных проектов российской столицы. Главная ее особенность - это насыщенность высокотехнологичными объектами и сооружениями. Их целью является обеспечение максимальной пропускной способности и скорости движения потока. На сегодняшний день Большая Ленинградка - рекордсмен по количеству современных туннелей, развязок и эстакад, превращающих ее в самую настоящую дорогу будущего.


Крайне важно, что реализация этого амбициозного плана проходит по достаточно гибкой схеме. Это дает возможность быстро реагировать на объективные изменения и постоянно совершенствовать проект. Об очередных таких коррективах заявил на днях мэр Москвы Юрий Лужков. "Сегодня рассматривается вопрос строительства моста через Химкинский канал, - сообщил прессе столичный градоначальник в ходе традиционного субботнего объезда важнейших городских стройплощадок. - На нем будет организовано шесть полос движения в сторону области и пять полос - в центр". Появление нового моста органично вписывается в тактику московских властей, сводящуюся к планомерному устранению любых узких мест, ограничивающих пропускную способность строящейся трассы.


Другое, не менее значимое нововведение продиктовано желанием столичных властей пойти навстречу москвичам, проживающим в районах, прилегающих к развязке Большой Ленинградки и Фестивальной улиц. "Пересечение с Фестивальной улицей сначала хотели делать эстакадным, но в связи с возражениями жителей мы решили делать тоннельный вариант", - заявил Юрий Лужков. Как показывает мировая практика дорожного строительства, разрешение спорных вопросов с жителями районов, по которым проходит строящаяся трасса, является едва ли не основной проблемой подобных проектов. В случае с Большой Ленинградкой отчетливо видно, что столичные власти прилагают максимум усилий для того, чтобы интересы всех проживающих по соседству с реконструируемой трассой были соблюдены в полной мере.


"Нейрохирургической операцией" назвал столичный градоначальник еще один сложнейший элемент проекта - строительство развязки в районе улиц Алабяна и Балтийской. Здесь возводится уникальный тоннель, который проляжет под действующей линией метро. "Нужно сделать автомобильный тоннель, который будет проходить под метрополитеном, и не понизить ни на миллиметр ту дорогу, по которой идет метро. Не дать возможности здесь даже малейших изменений", - заявил Юрий Лужков. Все работы, по словам мэра, контролируются системами, оборудованными по последнему слову техники, которой до этого в стране еще не использовалось. Здесь же, в районе Алабяно-Балтийской развязки, появится еще одно новшество, ранее не предусмотренное проектом строительства. Так, улица Алабяна соединится с Балтийской посредством 25-метрового тоннеля. После этого образовавшаяся трасса, опять же при помощи тоннеля, будет продлена до Большой Академической улицы. "Мы решили окончательно: не делать здесь эстакадного переезда над железной дорогой, который идет от Балтийской улицы до Большой Академической, а решили сделать тоннельный вариант и таким образом спасти на Балтийской очень приличный сквер. Это все комфортно для москвичей, комфортно для зелени", - пояснил Юрий Лужков. По окончании работ появление новой тоннельной связки станет решением еще одной важнейшей задачи - она надежно соединит между собой два ранее разобщенных района. В итоге это позволит значительно улучшить общую транспортную ситуацию в данной части города.


Таким образом, сегодня уже можно с уверенностью говорить о том, что предложенные коррективы существенно увеличат пропускную способность Большой Ленинградки. Плюс ко всему они сделают ее более дружелюбной по отношению к жителям окрестных районов и окружающей среде.


Совершенно очевидно, что внесенные изменения потребуют и дополнительных временных затрат. По этой причине окончание строительства Большой Ленинградки перенесено с 2009 на 2010 год. Впрочем, это не самая высокая плата за дополнительные преимущества, которые предстоит обрести строящейся магистрали.


На этом фоне совсем необоснованными кажутся упреки некоторых экспертов в том, что новая трасса может оказаться неэффективной из-за т. н. бутылочных горлышек на ее концах. Сторонники этой идеи забывают, что обеспечение беспрепятственного "пролета" от Манежной до Кольцевой - вовсе не главная цель проекта. Основная его задача - создание мощной артерии, вбирающей и распределяющей транспортные потоки по всему северо-западному направлению. Исходя из этого, переоценить значение Большой Ленинградки для московского мегаполиса просто невозможно. Речь идет о создании магистрали будущего, по образу и подобию которой будут построены или модернизированы остальные радиальные трассы столицы.