Москва решит гаражную проблему

Наверное, каждый московский автолюбитель, а также пешеход понимают, что одной из основных причин знаменитых московских автодорожных пробок являются стихийные парковки по обочинам дорог. И уж точно каждый водитель знает, как нелегко найти своему "стальному коню" место под солнцем не только в центре города, но и в довольно-таки отдаленных от него районах. Пешеходы, порой с трудом протискивающиеся между фасадами домов и припаркованными автомобилями, поминают недобрым словом их владельцев, последние же просто клянут все на свете, пытаясь втиснуться в плотную вереницу машин, чтобы успеть по своим делам.


Представители московских властей знакомы с этой проблемой не понаслышке, ибо они сами и члены их семей также являются участниками дорожного движения. Острота вопроса усугубляется тем, что количество машин в городе неуклонно растет, побивая все рекорды, а площадь городской территории не увеличивается. Проблема нехватки парковок - это составляющая целого комплекса проблем развития транспортной инфраструктуры города. Улучшение качества и скорости передвижения по столице возможно лишь в том случае, если взяться за все составляющие этого комплекса.


Что касается строительства парковок и гаражей, то тут даже критики московских властей признают, что соответствующая городская программа органично встроена в комплексную стратегию транспортного развития города. Конечно, рост количества личного автотранспорта контролировать невозможно, однако можно уменьшить число автолюбителей, стремящихся попасть в город и, в частности, в его центральную часть, предложив им пересесть на общественный транспорт. Задача непростая, но выполнимая.


Сейчас подземный и наземный общественный транспорт числится в ряду приоритетов властей. Для того чтобы он работал эффективнее и с каждым годом перевозил все большее количество пассажиров, задумано и реализуется сразу несколько мер, среди которых и развитие уже существующего транспорта (открытие новых станций метро, строительство нового метрокольца), и внедрение новых видов - скоростного трамвая и хордовых линий метро, речной транспорт, железнодорожные перевозки внутри города. Но кроме того, параллельно улучшению общественного транспорта будут создаваться "стыковки", чтобы автомобилист мог с комфортом поменять вид транспорта. Как сказал на недавней пресс-конференции главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, "если не сделать удобную пересадку на другой вид транспорта, никто на такую стоянку не пойдет". Поэтому "надо начинать делать перехватывающие стоянки около конечных станций метро - для тех, кто едет из Московской области на работу в Москву, и в срединной части города - для горожан, движущихся в центр". По словам Кузьмина, в настоящее время в проработке находятся 33 транспортно-пересадочных узла (ТПУ), которые будут расположены около станций метрополитена.


Что касается центра, где ощущается самый острый дефицит площадей, по словам префекта Сергея Байдакова, "перспектива сегодня за подземными паркингами, механизированными многоярусными стоянками, которые весьма компактны и дают возможность в условиях плотной застройки создать места для парковки". Префект ЦАО сообщил, что за ближайшие три года город построит еще 45 тыс. машино-мест в центре и к 2010 году процент обеспеченности машино-местами достигнет 75%.


Заботясь о парковках, власти не забывают и о более долговременных "автостойлах" - гаражах. По словам руководителя столичного стройкомплекса Владимира Ресина, в соответствии с целевой программой строительства гаражей-стоянок в период с 2008 по 2010 год в столице запланирован ввод в эксплуатацию 395 тыс. машино-мест, что позволит повысить обеспеченность местами организованного хранения автотранспорта с 47% до 56%. Вообще же в Москве сейчас имеется около 1,3 млн. машино-мест. Для достижения установленного Генеральным планом развития Москвы до 2025 года 70-процентного показателя обеспеченности парковками, необходимо построить дополнительно 1,7 миллиона машино-мест. По словам Ресина, хотя коммерческая стоимость места в гараже или на стоянке в Москве довольно внушительна, власти не собираются зарабатывать на этом, они нацелены на то, чтобы "создать возможность любому автовладельцу независимо от уровня его доходов хранить свой автомобиль". Увеличение количества машино-мест будет достигаться всеми возможными способами: в реконструируемых кварталах и районах новой застройки гаражи и паркинги уже присутствуют в современных объемах (в пример можно привести Бутово, где начато строительство целых 10 гаражных комплексов), там же, где застройка уже сложилась, будут строиться подземные парковки и смарт-паркинги.


Показательный пример присутствия "гаражной составляющей" в дорожном строительстве - Четвертое транспортное кольцо. Реализация этого масштабного проекта подразумевает в частности снос 5 тыс. гаражей, построенных на этих землях в 1960 - 1980 гг., когда мало кто задумывался, что эта земля может пригодиться. Часть этих гаражей находится в собственности, а большинство их полулегально. Однако мэр Москвы Юрий Лужков пообещал, что все хозяева гаражей (а не только собственники) смогут по своему выбору получить один из видов компенсации: или в натуральной форме в виде машино-места в новом паркинге или в денежной - по рыночным расценкам.


Гаражная программа, как и многие другие городские начинания, призвана решать накопившиеся проблемы исходя из реальных показателей городской среды, а одним из главных таких показателей, к сожалению, является ограниченность земельных ресурсов. Равномерно наращивая машино-места во всех районах города, строители и проектировщики используют весь современный технический потенциал и опыт других мегаполисов и в каждом отдельном случае находят индивидуальное оптимальное решение. Так что в скором будущем вместо неэстетичных "ракушек" каждый москвич сможет воспользоваться многоэтажными наземными и подземными, встроенными в жилые дома и социальные объекты паркингами, а также "умными мобильными автостоянками".