ВНЕШЭКОНОМБАНК СТАНЕТ АКЦИОНЕРОМ АК "ВОЛГА-ДНЕПР"

Внешэкономбанк (ВЭБ) договорился с менеджментом ЗАО "Авиакомпания "Волга-Днепр", специализирующегося на перевозках негабаритных и сверхтяжелых грузов по всему миру, о покупке миноритарного пакета акций компании (до 25 %). ВЭБ также примет участие в инициированных "Волгой-Днепром" проектах по возобновлению производства грузовых самолетов Ан-124 и модернизации Ил-76. На оформление сделки уйдет около двух месяцев.


О планах ВЭБа приобрести пакет акций в авиакомпании "Волга-Днепр" сообщил его председатель Владимир Дмитриев. "Сейчас ведутся соответствующие переговоры с акционерами", - уточнил он, добавив, что


ВЭБ также не собирается расставаться с имеющимися у него пакетами в АвтоВАЗе и НОВАТЭКе.


Алексей Исайкин, президент группы компаний "Волга-Днепр" и совладелец одноименной авиакомпании, подтвердил эту информацию. По его словам, переговоры о вхождении банка в акционерный капитал "Волги-Днепра" начались в августе на международном авиакосмическом салоне МАКС-2005 в подмосковном Жуковском, в рамках которого Дмитриев и Исайкин подписали соглашение о сотрудничестве, предусматривающее организацию финансирования программ возобновления серийного производства тяжелого транспортного самолета Ан-124-100 ("Руслан") на ульяновском заводе "Авиастар-СП" и модернизации грузового Ил-76 ТД. Размер пакета Исайкин не назвал, сказав только, что он будет меньше блокирующего, но достаточным для того, чтобы ВЭБ ввел своего представителя в совет директоров компании. Речь идет о бумагах, подконтрольных менеджменту. На оформление сделки, по словам собеседника, уйдет один-два месяца. Ее сумма не сообщается, однако, по оценкам участников рынка, блокпакет ЗАО стоит около 40 млн дол.


Ульяновское ЗАО "Авиакомпания "Волга-Днепр"" - основная производственная единица одноименной группы компаний. Оперирует парком из десяти Ан-124, трех Ил-76, трех грузовых "Боинг-747" и шести пассажирских Як-40. Объем продаж за девять месяцев составил 308 млн дол. 49, 88 % акций АО контролируется структурами группы компаний "Каскол" Сергея Недорослева, 45, 6 % - менеджментом компании. Бумаги, принадлежащие лично Алексею Исайкину (около 6 %), арестованы в рамках судебного бракоразводного процесса. Пакет в размере 16 % является спорным - в ноябре он был переведен с ООО "Волга-Днепр-Кас-кол-Инвест" (его мажоритарий - ГК "Каскол") на ООО "Волга-Днепр-Москва", подконтрольное менеджменту.


"Прежде всего, мы получаем стратегического партнера по реализации стратегических проектов, в которых уже проявило заинтересованность государство, - объясняет Исайкин. - Это, пожалуй, прецедент - вхождение нового акционера будет сопровождаться прямыми инвестициями". Источник в банке подтвердил, что ВЭБу интересен проект возобновления производства Ан-124, однако размер планируемых инвестиций стороны не раскрывают. Напомним, прямые инвестиции, необходимые на разработку и запуск производства новой версии Ан-124 (Ан-124 М-150) с увеличенной на 30 т грузоподъемностью и сокращенным с шести до четырех человек экипажем, составляют 400 млн дол, в 5 млрд дол оценивается серийное производство 50 подобных машин.


Отметим, что, став акционером "Волги-Днепра", ВЭБу придется выступить и своеобразным арбитром в продолжающемся конфликте акционеров ЗАО. Ранее на эту роль претендовала "Интернейшнл файненс корпорейшн" (подразделение Всемирного банка), собиравшаяся купить 5, 4 % акций ЗАО, однако эта сделка так и не состоялась.


Основной совладелец "Каскола" Сергей Недорослев расценил сделку между менеджментом "Волги-Днепра" и ВЭБом как своеобразное "пред-


IPO": вывод компании на внешние рынки заимствования в 2006-2007 годах - ее стратегическая цель. "Если речь идет о продаже ВЭБу менеджерского пакета - это хорошо, ВЭБ - очень солидная структура", - заявил он. При этом Недорослев сообщил, что не исключает возможности полного выхода ГК "Каскол" из состава акционеров "Волги-Днепра".


Однако детали переговоров с потенциальными покупателями (ранее, в частности, назывался инвестфонд "Маршал кэпител партнерз") компания не комментирует. Отметим, что открытым остается вопрос о правомерности перевода 16 % акций "Волги-Днепра" с ООО "Волга-Днепр-Каско л-Инвест" на ООО "Волга-Днепр-Москва". "Мы пока не получили разъяснений действиям менеджмента. Но надеемся, он понимает, что несет ответственность за них в соответствии с действующим законодательством", - подчеркнул Сергей Недорослев.


Сергей Рыжкин, Елена Киселева, "КоммерсантЪ", 21. 12. 05.